Таким образом, количественная классификация показывает чрезвычайно широкие возможности баяна (аккордеона) в ансамблевых жанрах. Одним из художественно—образных аспектов ансамблевой звучности является темброво—акустическая структура, по которой ансамблевые жанры классифицируются типологически: в соответствии со степенью темброво—фонической однородности или же контрастности, различаются три вида ансамбля: темброво—неоднородные (смешанные), темброво однородные и монотембровые ансамбли. Темброво однородные (ансамбли, в состав которых входят инструменты одного типа, близкие по способу исполнения и звукоизвлечения) – ансамбль баянистов—аккордеонистов (дуэт, терцет, квартет, квинтет и др.), ансамбль бандуристов, домристов, ансамбль тембровых баянов.Темброво—неоднородные (ансамбли, в которые входят инструменты (либо голос и инструмент), отличающиеся друг от друга и по способу исполнения, и по способам звукоизвлечения) – ансамбль народных инструментов, ансамбли с участием разных инструментов (баян + другие народные инструменты (домра, балалайка, гитара), баян + струнные инструменты, баян + форте— пиано, баян + орган, баян + духовые инструменты, баян + ударные инструменты, баян+вокал и др. ансамбли самых разных составов с участием баяна (аккордеона).
Монотембровые ансамбли — совместное исполнение музыки на одном, общем для участников инструменте. В европейской ансамблевой культуре монотембровые ансамбли наиболее широко были представлены клавирным ансамблевым искусством. Таким образом, баян имеет огромные возможности применения в камерно—ансамблевом жанре. Особый интерес для представляют темброво—однородные баянно—аккордеонные ансамбли в форме дуэта, трио, квартета, квинтета баянистов (аккордеонистов), как такие, которые представляют массовое явление в педагогической и исполнительской практике.
Существует ряд известных ансамблей такого типа, в репертуаре которых находятся как шедевры мировой классической литературы, так и сочинения, написанные специально для таких ансамблей (Квартет Ризоля, «Уральское трио баянистов», Квинтет «Русский тембр», «Саратовское трио баянистов», Трио баянистов «Контраст», «Липецкое трио баянистов», квинтеты Пухновского, Познаньского, др). Активная концертная деятельность названных и других ансамблей баянного типа детерминирует актуальность сравнительного анализа, например: квартета баянистов со струнно—смычковым квартетом, а также баянного дуэта и фортепианного дуэта.Приводим примеры такого анализа. Российский музыковед А. Ступель, говоря о струнном квартете и причинах его колоссальной художественной значимости, представляющего собой как бы «…скромный ансамбль, состоящий из инструментов сходного тембра, не блистающий ни силой звука, ни яркостью красок» , подчеркивает, что она «…основана именно на скромности красочной палитры, сила его – как это ни парадоксально – в ограниченности средств. Подобно тому, как гравюра, лишенная разнообразия колорита, привлекает зрителя выразительностью линии, рисунка, струнный квартет воздействует на слушателя преимущественно выразительной силой музыки… Квартет – царство обнаженной выразительности» .
При этом, входящим в состав квартета инструментам «…присущи интонационная гибкость и разнообразие нюансировки, приближающие их к человеческому голосу. При общем сходстве тембры этих инструментов отличаются тонкими, но ясными даже для неопытного слуха признаками. Грудной звук альта, баритональная кантилена виолончели, звонкий тембр скрипок вносят свои характерные особенности в единство ансамбля. Индивидуальность инструментов явно выступает тогда, когда каждый из них ведет самостоятельную мелодическую линию, а не в аккордах, где проявляется именно общность тембров, где достигается слитность звучания» .
Проводя параллель с квартетом баянистов, можно отметить, что умелое использование регистров, артикуляции, штрихов, фразировки, динамической рельефности дает возможность каждому баяну в квартете звучать своим особенным тембром, как в струнном квартете звучат скрипки, альт и виолончель. Большой запас тембровых средств, ясность и чистота звучания, динамическая гибкость, яркое воспроизведение аккордики, – все эти элементы по своей выразительности могут быть художественно адекватными средствам струнного квартета.
«В камерных сочинениях, инструментальных миниатюрах при грамотно выполненной регистровке в совокупности с высоким уровнем владения мехом и туше возможны поистине удивительные тембровые открытия. С этих позиций баян можно рассматривать как маленький ансамбль». В тоже время, их абсолютная однородность может быть сопоставлена с фортепианым дуэтом. Если рассматривать баян и рояль как самостоятельный «малый ансамбль», то слияние т. наз. двух малых ансамблей в единое целое позволяет увеличить силу воздействия образного содержания, возможности музыкального диалога довести до кульминации как в динамических оттенках pp, ff и т. д., так и в художественно—эстетическом плане. Конечно, в равнозначной мере эти ансамбли невозможно сравнивать.С точки зрения композиторского наследия в приведенных выше примерах сравнение не является существенным, поскольку количество образцов оригинальной литературы для дуэта, трио или квартета баянистов незначительно, в сравнении с наследием оригинального репертуара самого высокого художественного уровня для струнного квартета, трио и фортепианного дуэта. Поэтому музыканты—баянисты (аккордеонисты) не должны «сидеть, сложа руки»; необходимо очень активным образом привлекать композиторов к написанию новых сочинений для баяна (аккордеона).
Демонстрируя возможности инструмента – его неповторимость, мы, несомненно, активизируем интерес композиторов к созданию нового сольного и ансамблевого репертуара в данном виде исполнительского искусства. Нужно отметить, что, несмотря на молодость инструмента, благодаря великолепным исполнителям во многих странах мира, баян (аккордеон) уже показал свои неоспоримые качества и привлек современных композиторов к созданию новых произведений. Композиторы ХХ века широко используют весь арсенал современных технически—художественных ресурсов баяна: кластерную технику, сонористику, все виды рикошетов, нетемперированное глиссандо, разнообразные шумовые эффекты и т. д.
«При решении сложных музыкально—художественных задач перед исполнителями и педагогами встают проблемы дальнейшего углубленного изучения нераскрытых или недостаточно осознанных способов управления звуковыми средствами инструментов, постижения их сущности и применения полученных знаний в обучении и исполнительской практике» . Характерные отличия современной действительности – невероятные открытия в науке и технике, освоение космического пространства и т. д., – успешно находят свое отображение в произведениях литературы, живописи, архитектуры и музыки. Пользуясь особыми выразительными находками, писатели, художники, поэты, композиторы желают подчеркнуть динамичность и противоречивость ХХ и ХХI веков. Эти процессы аналогичны и в художественно—выразительных средствах баянной (аккордеонной) литературы.
Интонационный язык современной музыки для баяна (аккордеона) намного сложнее воспринимается, чем музыка, написанная в традиционном ключе; сфера музыкальных образов усложняется; обогащается художественно—эмоциональный спектр музыки. Все эти новшества «идут в ногу» с процессом непрерывного улучшения технических особенностей инструмента и появления новых конструкторских решений, направленных на его усовершенствование.