Главная » О фразировке

О фразировке

автор Юрий Петрович
74 просмотры

Приходилось ли Вам участвовать в жюри музыкального конкурса? Если да, то Вы оценивали исполнителей по нескольким критериям. Вот основные из них: музыкальная фразировка, культура исполнения и техническая сложность. Существует очень много различных формулировок, но эти три основных включают в себя всю палитру оценок исполнителя. В этой статье  мы рассмотрим некоторые значения выражений музыкальная фразировка, культуру исполнения и техническую сложность, установим их различия и взаимосвязь как наиболее важных понятий инструментального исполнительства.

Мы видим, что в термин «фразировка» многие пытаются втиснуть совершенно другие понятия. К сожалению, термин фразировка употребляется многими в смысле артикуляции, что порождает немало недоразумений. Смешивание или, вернее недостаточное разграничение двух понятий: «артикуляция» и «фразировка» выступает одним из наиболее значительных препятствий к решению задач именно фразировки.  Фразировка в музыкально-исполнительском значении основана на динамических оттенках и агогике, тогда как артикуляция связана главным образом со штрихами, со способом исполнения.20160901_165010Фразировать — значит согласно словарю Ушакова: «…выделять в исполнении или произношении выразительные места фраз, отчетливо выражать экспрессию и содержание фраз».  Фразировка предполагает: установку границ фразы, так называемых смысловых пауз (цезур), которые способствуют ясному интонационному расчленению музыкальных фраз. Цезуры также являются удобным местом для смены дыхания у духовиков и меха у баянистов во время игры. Исполнителю необходимо правильно определить цезуры и частные кульминации во фразе, с учётом выразительно-смыслового значения произведения (музыкального образа).

Грамотное определение цезур и установка кульминаций (динамики) в строении музыкальной речи – это первая из основ музыкальной фразировки. Агогика возникает параллельно музыкальной динамике и как бы вытекает из неё. В сравнении с динамикой, агогика средство наиболее деликатное, требующее особо развитого художественно-эстетического вкуса, чувство стиля и исполнительского опыта.  Итак, динамика и агогика составляют основу музыкальной фразировки.

20160901_165048Культура исполнения. Пожалуй, это одна из наиболее запутанных категорий исполнительской оценки. Говоря о культуре исполнения, мы будем рассматривать только технические аспекты. Термин культура исполнения включает в себя: тембр (красивое звучание), интонацию (чистое звучание), точный ритм и подходящие штрихи. Любой звук особым образом окрашен, у него есть тембр. Это французское слово означает «окраска звука». Другими словами тембр является отличительным знаком каждого инструмента. В какой-то степени тембр – одно из главных условий культуры исполнения.

Еще по теме  Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения

Слово «интонация» мы будем использовать в узком значении. Чисто или фальшиво играет музыкант. Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Мы рассматриваем, точно ли сыграна триоль, восьмая с точкой и шестнадцатая, форшлаг и т.д. Атака звука, его стационарная часть, окончание или соединение с другим звуком объединяются понятием «штрих».  Если рассматривать штрих как характер игры, то тогда задача стоит в выборе штриха, поэтому можно говорить о подборе подходящих штрихов. В данной статье не ставится задача классификации и разбора штрихов духовых и народных инструментов. Это тема для отельного разговора.

20160901_165117

Техническая сложность. Данный критерий оценивает техническую подготовленность музыканта, его виртуозные возможности. Техника расширяет границы репертуара исполнителя. Здесь существует только одна опасность, когда техника становиться самоцелью и тогда музыка превращается в «спортивное состязание». Что же объединяет все эти категории оценок? В первую очередь, стоящая перед ними «сверхзадача», а именно раскрытие музыкального образа.  Будет уместным вспомнить слова Б.Асафьева о двух типах исполнительской культуры: — «живом» интонационном, творчески-импровизационном исполнении музыки, «где все возникает, развивается и чередуется гибко и естественно, плавно и слитно, с эмоциональной задушевностью и нервным подъемом, как проявления органической жизни, как жизненно необходимая, дыханием вызываемая, осознанная дисциплина, организующая и распределяющая силу»; — и «репродуктивном» типе, «где исполнитель, обладая некоторой общей музыкальной одаренностью, лишь механически репродуцирует по создавшимся нормам техники нотную запись, «метрономирует» . Надеюсь, что аспекты, рассмотренные в данной статье, помогут более объективно и продуктивно оценивать выступление исполнителей.апра

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.