Всех детей, занимающихся музыкой, нужно приобщать к формам работы, основанным на творчестве. Понятно, что результаты во всех случаях не будут одинаковыми: для одних игра на инструментах или вокал могут стать в будущем профессией, другие остановятся на участии в художественной самодеятельности или домашнем музицировании. Известно, что формы работы творческого характера по сольфеджио, которые проводятся в многоголосном варианте, стимулируют активное мышление, способность легко, творчески управлять элементами теоретических знаний (интонация, интервал, аккорд и т.д.), знакомят начинающих музыкантов с различной фактурой.
Такая работа наглядно демонстрирует, что продолжая совершенствовать гармонический и полифонический слух в связке с творческим воображением, мы естественно подводим учащихся к умению сочинять, а потом и импровизировать простые виды подголосков в начале к небольшим мелодиям, а затем к напевам народных песен, взятых целиком.
Главное добиваться чтобы все ученики в максимально развили и укрепили свои музыкальные данные, полюбили коллективное музицирование, развили творческую фантазию.Интонирование гармонических интервалов
В практике перед всеми музыкальными педагогами не раз вставали вопросы : что проще для начинающих музыкантов и певцов – простая терция или двухголосие, основанное на самостоятельном движении каждого голоса? В результате большинство педагогов соглашаются с тем, что на начальном этапе пение терцией вызывает значительное затруднение. Вы вероятно замечали, что при сольфеджировании в терцию недостаточно подготовленные ученики зачастую уходят на партию верхних голосов и поют в унисон. Поэтому рекомендуется начинать пение на два голоса не с терции, а с других видов двухголосного изложения упражнений.
Максимальную степень слияния звуков дают консонансы. Поэтому они легче для точного интонационного воспроизведения. Это значит, работу над гармоническим воспроизведением интервалов лучше начать с консонансов. Диссонансы же лучше оставить на потом. Чистая квинта удобнее и проще строится на Тонике. Такие упражнения петь по двое и всей группой. Тренироваться в различных тональностях, непременно предлагая ученикам петь как верхние, так и нижние голоса.
И только после этого можно переходить к чтению двухголосных ансамблей с листа и к более трудным творческим работам.
Нужно, чтобы на занятиях сольфеджио учащиеся приучались петь равнозначно рисунок нижнего и верхнего голосов, в отличие от хорового пения, где каждый прикреплён к определённой группе.
Исполнение песен с элементами двухголосия
Полезно закрепить полученное умение разучиванием простой по складу песни, в которой движение в унисон чередуется появлением двухголосной квинты. Вначале учащиеся пропевают мелодию коллективно, а учитель ведет подголоски. После этого песня поется двумя подгруппами. Далее предлагаем спеть песню со словами и даже выучить наизусть.
Построение больших и малых терций также рекомендуется совершать на ступенях мажорных и минорных гамм. И дальше желательно выучить песенный материал, в котором унисонное звучание переходит местами в гармоническую терцию. Чистые октавы гармонически интонировать трудно. Строить октавы удобно как крайние звуки полного трезвучия. К двухголосному пению консонансов рекомендуется неоднократно обращаться в дальнейшей работе, чтобы закрепить полученные умения, доведя их до степени навыка.
Работа над примерами полифонизации мелодии
В старших классах перед чтением с листа очередного двухголосного примера полезно пропеть гармонически интервалы, наиболее употребительные в номере. Пение интервалов – это необходимый, но недостаточный навык, особенно если иметь в виду полифонические примеры, где больше проявляется самостоятельное движение голосов. Для выработки умения петь подобные ансамбли советуют использовать упражнения в виде небольших мелодических попевок.
Надо отметить, что появление в многоголосной музыке выдержанного звука в качестве подголоска и особенно противоположное движение голосов – это яркие признаки полифонизации, могущие привести в конечном итоге к частичному или полному полимелодизму в музыке. На следующих уроках рекомендуется проработать аналогичные упражнения от других звуков с иным ритмическим рисунком. При этом нужно добиваться, чтобы эти мелодические обороты учащиеся могли петь чисто не только составом в несколько человек, но и отдельными дуэтами.
Пение упражнений на двухголосие с противоположным движением голосов
Двухголосие этого вида отличается от предыдущего тем, что здесь голоса имеют относительную мелодическую самостоятельность. Правда, более полная полифоническая самостоятельность мелодических голосов наступает лишь при наличии контрастного ритма. В данных примерах нарочито сглажена ритмическая контрастность. Постепенно вносить в эти упражнения элементы ритмического контраста. Прежде чем спеть какую-либо попевку педагог проигрывает её на фортепиано, обратив внимание учащихся на моменты слияния голосов.
Предлагается некоторое время послушать двухголосное звучание. В результате внимательного вслушивания кто-либо из учеников выделяет и поёт партию верхнего голоса, а другой — нижнюю, причём одновременно со звучанием фортепиано.
Соединив обе партии, следует спеть двухголосно с фортепиано и после того a cappella.Чтение с листа двухголосных примеров
В третьем классе после предварительной работы над подготовительными упражнениями и пения ряда песен следует приступить к планомерной выработке навыков чтения с листа и исполнения наизусть разного вида двухголосных примеров. Ансамбли, выбираемые педагогом, могут быть такой трудности или несколько сложнее тех, что уже предлагались на начальном этапе.
Перед пением педагог настраивает учащихся в данной тональности, показывает нужный темп. Естественно, что пока ученики только разбирают пример, можно взять темп медленнее, чем указан. В младших классах да и в старших рекомендуется петь с дирижированием. При наличии навыка чтения по нотам иногда допустимо петь без дирижирования. Умение правильно дирижировать должно быть отработано раньше – в упражнениях под звучащую под фортепиано музыку, а также при пении с листа одноголосия.
Основная задача в освоении двухголосия — заинтересовать детей красотой многоголосного звучания. Двухголосное исполнение песенного материала нравится ученикам, особенно если процесс работы над песнями организован творчески. В заключении хочется отметить, что форма и методы работы могут варьироваться самим педагогом. Важно одно – чтобы уроки по сольфеджио были интересными, увлекательными, пробуждали бы у учащихся стремление к самостоятельности, любовь к музыке и ансамблевому музицированию, развивали творческое воображение, будили активность.