Владение любым музыкальным инструментом дает музыкальное и культурное развитие детей. Серьёзная заинтересованность в обучении игре на инструменте появляется в тех случаях, когда владение инструментом расширяет жизненные интересы детей, способствует самовыражению, позволяет утвердиться в творчестве и профессиональной деятельности. Образовательная программа , по которой занимается детский ансамбль баянистов «Кнопочки баянные» относится к художественно—эстетической направленности, является одной из составляющей комплексной программы музыкального воспитания. В течение четырех лет в ансамбле «Кнопочки баянные» сложилась система ансамблевого обучения игре на баяне, аккордеоне, гармони.Многие годы данная система коллективного обучения пользуется спросом не только в ансамбле, но является популярной и престижной для обучающихся детских объединений Красноярского края и некоторых коллективов из других регионов России. Данная система обучения коллективной игре на музыкальных инструментах явилась результатом многолетней работы. Меня многие критиковали и критикуют сейчас за столь простую методику занятий, за упрощение многих теоретических аспектов музыкального обучения. Но перед явными результатами метода пасуют даже самые ярые критики—теоретики. Дети начинают играть уже на 3—4 занятии и полноценно вливаются в коллектив ансамбля. В соответствие современным требованиям в систему постоянно вносятся дополнения и изменения. В последнее время интерес к владению народными инструментами повысился, опять становится модным исполнение народных песен и романсов.
Пропаганда национальной культуры, народных традиций и праздников, проведение конкурсов баянистов способствуют поддержанию интереса молодежи к игре на данных инструментах. Освоение программы позволяет создать условия для эстетического воспитания детей, средствами музыки, накопления исполнительского опыта и самоопределения. Баян имеет полный хроматический звукоряд в клавиатуре правой руки, а аккордеон – это баян с готовыми аккордами в левой руке. Поэтому содержание обучения игре на этих инструментах имеет очень много общего. Обучающиеся, как правило, должны освоить программу для одного инструмента, но это не исключает овладение и вторым инструментом. Содержание имеет концентрическое построение. Содержание составляют разделы: из истории музыкального искусства, музыкальная грамота, школа игры на баяне (аккордеоне), работа над репертуаром, концертная деятельность, подведение итогов (аттестация), которое на каждом году обучения углубляется и расширяется. Важнейшей стороной индивидуальных занятий является развитие творческих способностей обучающихся, воспитание самостоятельности, проявление инициативы, совершенствование исполнительского мастерства. Музыкальное обучение и воспитание – это огромный труд ума и души.
Темп развития каждого ребенка индивидуален, поэтому за педагогом остается право, с учетом возраста, интереса, возможностей и способностей детей, корректировать учебный материал и музыкальные произведения, ускорять или замедлять темп подачи материала. Для детей, проявивших особые способности, разрабатывается индивидуальный маршрут обучения. Музыкальное образование, являясь важным направлением эстетического воспитания, способствует понимать и ценить прекрасное в действительности и в искусстве, формирует потребность участвовать в создании этого прекрасного.
Цель программы и моей системы обучения в целом: создание условий для творческой самореализации, социального, культурного и профессионального самоопределения детей, прививание любви к музыке и инструменту, формирование музыкальной культуры, воспитание полноценного музыканта— любителя.
Задачи:
• обучить игре на баяне, аккордеоне, гармони,• массово приобщить детей к народному музыкальному творчеству,
• поиск методов, способов обучения для максимального упрощения и облегчения школы игры на баяне (аккордеоне),
• обогащение и удовлетворение музыкальных интересов детей,
• ориентация на выбор будущей профессии,
• развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: самостоятельности, активности, здорового образа жизни;
• пропаганда народных традиций в музыкальном художественном творчестве.
На основном этапе, в зависимости от подготовленности, интересов, возможностей ребенка, в обучении выделяются три направления с ориентацией на общее эстетическое, любительское, профессиональное. На всех этапах учебных занятий идет последовательное, методичное развитие и совершенствование навыков исполнения , освоение основных технических приемов и средств художественной выразительности исполнения музыкальных сочинений. К работе подключаются специальные задания и упражнения на тренировку музыкально — творческих умений, формирование навыков импровизации, цель которых является разностороннее развитие творческого воображения учащихся. Главной особенностью данного этапа является взаимосвязь процесса обучения с концертной деятельностью. Для этого каждому обучающемуся подбирается концертный репертуар. Особое внимание уделяется самовоспитанию, саморазвитию через поддержание интереса ребёнка к игре, выбору репертуара, участие в концертах, выполнение заказов родителей, друзей. Результат обучения проявляется в освоении индивидуального маршрута обучения, социализации ребенка, активности его участия в концертной (на любом уровне) деятельности. В итоговой аттестации широко используется традиционная форма— экзамен, академический концерт или творческий отчет.Освоение программы ведется по технологии индивидуального обучения. Методы, приёмы обучения — индивидуальны, зависят от возрастных особенностей детей, их возможностей и развития. Индивидуальная работа дает возможность использования уникальных способностей каждого ученика, предоставляет ему поле для самореализации и самоопределения. Обучение построено на основе личных планов (маршрутов), которые отличаются уровнем сложности. Этот подход обеспечивает ученику неоценимый творческий опыт поиска.
Педагог для ученика является консультантом и советником, помогающим наладить самостоятельную работу над исполнительской техникой , осмыслить его продвижение в освоении способов и методов работы над произведением и составить программу действий.
Совместные действия ученика и педагога направляются на создание атмосферы взаимопонимания и доверия: педагог незаметно, управляет обучением ребенка, помогая и поддерживая его в лучших устремлениях, замечая и поощряя творчество. Индивидуализация обучения позволяет совершенствовать формы и методы работы. Показ на инструменте складывается из двух основных положений: «посмотри» и «послушай». В целях развития музыкально—слуховых представлений выделяется время для игры по слуху, транспонированию, чтению нот с листа, импровизации. Обучение игре на баяне (аккордеоне) ведется во взаимной связи с другими видами деятельности, входящими в систему обучения .
В выборе традиционных и нетрадиционных методов работы используется комплексный подход. Каждое музыкальное занятие включает обучающегося в активную творческую деятельность по освоению нотной грамотности, анализу исполняемых музыкальных произведений, выработке исполнительского стиля, знакомству с народным творчеством и его пропагандой. Индивидуализация обучения предполагает психологическое сопровождение. Весьма значимой задачей является определение специальных способностей детей – интересов, склонностей и задатков.
Знание индивидуальных особенностей ребенка позволяет глубоко раскрыть его сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, вовремя оказать помощь. Результаты обучения зависят от взаимопонимания педагога и обучающегося. Создание ситуации успешности, сотворчества способствует поддержанию интереса, активизирует процесс обучения. Освоение программы способствует эстетическому воспитанию обучающихся, привитию хорошего художественного вкуса, формирует активную жизненную позицию в пропаганде и развитии традиций русских баянистов. Игровые технологии, применяемые в системе, дают возможность ребенку включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, которые направленны на создание и обобщения опыта исполнительской и концертной деятельности, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.Наряду с решением образовательных задач, уделяется внимание формированию навыков здорового образа жизни. Учитывая сложность и условия работы в художественном творчестве, большое значение уделяется формированию личных санитарно—гигиенических навыков, навыков обеспечения своего здоровья. В системе проведение бесед на темы: «Основы здорового образа жизни», «Здоровье – важнейшая ценность человека», «Значение питания для здоровья человека», «Физические упражнения и здоровье», «Формирование элементарных навыков личной гигиены», «Влияние вредных привычек на здоровье», в практике занятий проведение физкультминуток (особое внимание уделяется правильной осанке). Особое внимание уделяется формированию умения противостоять соблазнам народных гуляний, развлечений, в которых умеющим играть на баяне ч
асто приходится участвовать.
Наряду с традиционными методами обучения (рассказ, беседа, показ, коллективные и индивидуальные упражнения и др.) широко используется видеометод. В системе просмотр и прослушивание видеозаписей с их последующим обсуждением. Возможно использование интерактивных компьютерных курсов игры на баяне (аккордеоне) для домашних упражнений. Программой предусмотрено формирование умений пропаганды народных традиций, народного музыкального творчества. Участие в концертах, создание индивидуальных репертуаров и выработка стиля исполнения способствуют пронести любовь к искусству и творчеству, заложенную педагогом, через всю жизнь.