Об активной педагогике
В общем, мы говорим об «активной педагогике», когда ученик находится в «активной» позиции. Активная педагогика основана на следующем педагогическом принципе: учащийся — участник учебного процесса. Он открывает и накапливает свои знания через конкретные игровые ситуации, личные и групповые исследования, через действие, движение, позы.
В случае активных учителей музыки, они «активны» не только по тому, как ученик позиционирует себя в процессе обучения, но и по важному месту, которое уделяется положению тела и движению в процессе обучения музыке.
Основные активные методы обучения музыке — это период между двумя мировыми войнами. Эти новые формы обучения музыке во многом были связаны с появлением в то время важного исследовательского движения в образовании, отмеченного, в частности, работами Марии Монтессори, которая считала, что целью образования является не передача знаний, а естественное развитие ребенка, а позднее Селестен Френе, которая настаивала на свободном самовыражении детей и групповой работе.
Кроме того, активная педагогика способствует групповой работе, которая создает положительную динамику обучения благодаря более тесному взаимодействию между учениками.
Активная музыкальная педагогика применяется как в процессе изучения теории музыки, так и в практике игры на музыкальном инструменте. Активные методы обеспечивают строго спланированное музыкальное образование в соответствии с психологическим развитием ребенка. Благодаря занятиям, которые чаще всего проводятся в форме игр, дети сначала знакомятся непосредственно с музыкой, а уж потом начинают усваивать правила. Здесь преобладает имитация модели, предложенной учителем. Постепенно дети приобретают навыки исполнения, а также теоретические знания в области музыки.
Немного истории
В начале двадцатого века многие музыканты и педагоги интересовались ранним музыкальным образованием. Их исследования и эксперименты привели к появлению определенных методов, известных как активная педагогика. Мэри Джаэль (1846-1925 Франция), Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950, Швейцария), Эдгар Виллемс (1890-1978, Бельгия-Швейцария), Карл Орф (1895-1982, Германия), Морис Мартено (1898-1980, Франция), Золтан Кодали (1882-1967, Венгрия) разработали свои методы, носящие их имена, и довольно успешно внедряли их в образовательный процесс.
Основные действующие педагогики
Музыкальная педагогика Карла Орфа
Музыкальная педагогика Карла Орфа — это не метод в строгом смысле слова, а, скорее, свод дидактических руководств, основная цель которых — способствовать гармоничному развитию ребенка с помощью элементарной музыки.
Эта педагогика использует в качестве опоры традиционный репертуар всех культур, продвигая творчество и импровизацию. Пение, танцы, движения, драма, перкуссия тела занимают такое же важное место, как инструментальная техника и теория музыки.
Музыкальная педагогика Виллемса
Музыкальная педагогика Виллемса основана на нескольких фундаментальных принципах:
- Музыкальное образование должно быть средством содействия развитию человека. Каждый ребенок, одаренный или нет, должен уметь пользоваться этим «основным культурным элементом», то есть музыкой.
- Практике должна предшествовать передача формальных и теоретических знаний. Поэтому необходимо подчеркнуть живые источники основных музыкальных элементов: ритм, мелодию, гармонию, импровизацию, композицию. Для Виллемса живые источники музыкальных элементов находятся не в школьных уроках, а в человеке, в его множественной, моторной, сенсорной, эмоциональной и ментальной природе, то есть в человеке в целом.
Музыкальная педагогика Мартено
Музыкальная педагогика Мартено направлена на развитие чувствительных, телесных и интеллектуальных качеств человека:
- Искусство — часть образования.
- Человек — это глобальность.
- Чувство — это доступ к интеллекту (практика предшествует теории).
- Мышечная память неизгладима.
- Быть музыкантом — значит думать о музыке.
- Обучение никогда не должно заканчивается неудачей.
«Уважая порядок, прочную структуру и создавая атмосферу доверия и радости, мы открываем двери для импровизации и творчества: все становится возможным».
Музыкальная педагогика Далькроза
Музыкальная педагогика Далькроза подчеркивает естественную связь между движениями тела и музыкой. Через тело художественные и музыкальные способности развиваются естественным образом вокруг трех столпов: ритма, сольфеджио и импровизации.
Точно так же понятия сольфеджио вписываются в упражнения на импровизацию, реакцию, координацию или диссоциацию. Память тела будет служить основой, на которой ученик связывает жизненный опыт с теоретической концепцией.
Музыкальная педагогика Кодали
Музыкальная педагогика Кодали ярко обозначила культуру венгерской школы: музыка сегодня играет важную роль в общей учебной программе начальных школ в стране. Кодали справедливо настаивал на важности музыки в общем образовании: ни в коем случае музыкальная практика не должна быть «зарезервирована» для небольшого числа «музыкально одаренных» детей. Пение (с особым интересом к «народному или традиционному пению») считается в его системе путем к музыке — оно позволяет воспринимать музыку без «посредничества» инструмента. Он также рекомендует как можно раньше начинать заниматься музыкой. Изучение музыки начинается с прослушивания, пения и движения, а затем уже осуществляется органический переход к теории.
Общие черты
Важно признать значительный вклад активных методов в динамику мировой музыкальной педагогики.
Активные методы имеют ряд общих основополагающих принципов:
- «глобальный» подход к ребенку (в более широком смысле, к учащемуся) и музыке во всех ее аспектах (физическом, интеллектуальном, психологическом, культурном, коллективном);
- Педагогическая динамика, которая начинается с опыта, с чувствительности и постепенно ведет к теоретическим представлениям;
- важность развития внутренних навыков слушания, творчества и импровизации;
- важное место, отведенное пению;
- групповое обучение;
- Игра как средство обучения (что не препятствует выполнению учебной программы, определенной в соответствии с конкретными целями).
Каждый учитель должен уметь определять вклад различных педагогических подходов и уметь переосмысливать и интегрировать их в индивидуальный подход. Настоящий талант педагога — найти для каждого ученика тот путь обучения, который лучше всего подходит его ученику. Но весь этот процесс начинается с желания каждого много работать.