Разное        09 февраля 2017        163         Комментариев нет

Музыкальный педагог о себе и своем оркестре

родом из Томска. Там и начал заниматься музыкой, — рассказывает Леонид Владимирович. — Первый мой инструмент — домра ... А в армию я попал в Омск — сразу в армейский оркестр. Сначала играл на валторне, потом — на ударных. Поступил в музыкальное училище, которое окончил по классу ударных. Потом снова играл на ударных в армии. А в 1993 году как-то встретился с директором школы-интерната, и он мне говорит: не хотели бы у нас поработать?
"
Я сначала растерялся ... Но деньги были нужны: семья уже была, двое детей. И я так тогда ответил: "Ну, давайте, попробую. Получится — хорошо, не получится — ну, извините, увольняюсь ". Пришел 1 сентября в военной форме в то общежитие. Обошел все классы — набрал 60 человек! Вы можете представить себе такое? В школе-интернате — 60 человек в оркестре! Может, я из-за военной формы им так понравился?А уже в ноябре в моем оркестре осталось ... 8 человекВо-первых, с детьми были проблемы. А во-вторых, проблемы были со мной. Я же духовыми инструментами фактически не владел. И с этими восьмерыми и сам учился, и учил их. За сутки так надуешься на трубе, на валторне, на альте! Приходишь домой — не знаешь, где голову приютить ... Но с теми 8 детьми в апреле 1994 года мы уже дали концерт! А в мае того же года взял 7 детей из детского приюта. Я не ходил на отдых ни в июне, ни в июле, ни в августе ... Работал с детьми. А в декабре мы дали концерт полноценным оркестром из 15 человек! И после этого пошла наша деятельность. В 1995 году получили звание «образцовый». С тех пор каждые два года его защищаем.

Я горжусь своими воспитанниками. Например, одна девочка — Марина Присатина, которая играла у меня на кларнете, поступила в музыкальное училище, окончила его с красным дипломом, потом поступила в государственную академию музыки, где отучилась три года, а потом три года училась в питерской консерватории. Сегодня она преподает в академии музыки и в гимназии-колледже имени, а еще играет в нашем оркестре. Еще один мой ученик — Сергей Козлов — сегодня играет в образцовом оркестре внутренних войск.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Как же удается привлечь, заинтересовать детей? Какой методикой пользуюсь?

Первым делом смотрю на ритмические данные. Если с ритмикой у ребенка все нормально, ему достанутся труба, ударная установка. Тот, кто слабее, сядет за альт. "За две недели я уже вижу, потянет мальчик или девочка тот или иной инструмент или нет. Вот недавно мальчик пришел. Попробовал на кларнете играть. Через день признался: «Мне тяжело». И я видел, что ему действительно трудно: физиологически прикус был не для кларнета. Но ритмика у него была супер. Дал ему валторну. И все пошло наилучшим образом.

Теперь о методике. Даю кларнет мальчику. Набираем с ним нотку соль. А соль — это пустота, там ничего нет. А уже с соль мы начинаем идти вниз — каждую нотку по 5-6 раз берем. Это очень кропотливая работа. Но именно во время этой работы относится аппарат, дети начинают понимать, что от них хочет преподаватель.
Опустились вниз — начинаем идти вверх. Взяли до, потом — до и ре ... Главное — не зажимать дыхание, особенно вверху, потому что тогда можно пережать горлоМы работаем с детьми, прежде всего, над дыханием. Берем начало от соль: соль — си, соль — фа, соль — миГлавное — долгим нотам учить детей. Возьмешь до — и тащи на 12, на 8, на 6 четвертей. «Голубой вагон» — вот с чего нужно учить детей, а потом уже крыжачок, вальс, полька.

Я практикую такую методику: выращиваю 2-3 учеников отдельно пару лет и только потом запускаю их в оркестр, в основной костякЯ сегодня не представляю своей жизни без оркестра, без своих детей. Был момент в начале моей деятельности, когда я честно сказал про себя: «Не получится — пойду играть в кабак ...» Но ведь якобы удалось.
Для меня смысл жизни — в работе. Без работы, мне кажется, человек не может жить. Если его работа является любимой, то он тем более не сможет без нее жить.
"
В завершении нашей встречи с Леонидом Владимировичем Бугаевым он предложил мне послушать отрывок из выступления его оркестра.
Детки вышли на сцену. Все в одинаковых коричнево-бежевых концертных костюмах. Красивые, возвышенные, одухотворенные. Начали играть какую торжественную музыку. И я как был с включенным диктофоном и с открытым объективом фотоаппарата, так и застыл. Не спросил даже Леонида Владимировича, что за произведение исполняли дети.«Наш образцовый эстрадно-духовой оркестр — достояние не только нашего района, но и всего края. Он принимает участие во всех значимых мероприятиях по линии образования и культуры. Чтобы поддерживать такой коллектив в учреждении среднего образования, нужна большая заинтересованность руководителей. И такая заинтересованность у нашего районного начальства есть.
Есть еще в моей работе такой деликатный момент. В школах обычно все внимание — отличникам. А к нам приходят дети, которые якобы не умеют ни петь, ни танцевать, ни рисовать. Но все дело в том, что этим детям в свое время просто не уделялось должного внимания. Но они не менее талантливее своих сверстников, которые занимаются у нас в оркестре. И мы всем коллективом раскачиваем их, даем возможность раскрыться, прикоснуться к миру прекрасного

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта