Мифы и предвзятые представления о старости обычно основаны на прошлом опыте, когда долгожительство еще не достигло таких высоких уровней, когда не существовало эффективных методов лечения хронических заболеваний и когда не уделялось так много внимания профилактике и контролю над ними.
Возраст – понятие относительное
В исследовании, проведенном в Австралии, участников в возрасте от 60 до 89 лет спросили, что для них значит старость: количество лет или, скорее, состояние души. Старость чаще всего ассоциируется с состоянием души. Характеризуется она множеством негативных аспектов, но которые, как утверждают авторы исследования, действительны для любого другого периода жизни (раздражение, ранимость, потеря интереса к жизни, непродуктивность и т. д.).
До старости люди беспокоятся о старении в основном из-за стереотипов, которым мы научились верить. Похоже, что по мере взросления людей тревожность в связи с этим явлением уменьшается, потому что они привыкают к его последствиям и учатся с ними жить.
Обучение пению людей старшего возраста (более 50 лет) во многом похоже на обучение младших школьников. Я много внимания уделяю технике (дыхание, интонирование, диапазон и т. д.) и стараюсь подбирать репертуар не только по категории сложности, но и по смысловым критериям. Хотя каждый певец старшего возраста уникален, вот некоторые общие требования к учебной и репетиционной работе с ними:
Общие требования к занятиям вокалом со старшими возрастными группами
1.В репетиционной комнате всегда должны иметься в наличии стулья для пожилых людей. Пусть они сами выбирают сидеть или стоять во время занятий. И не надо зацикливаться на классической вокальной постановке. Пусть они ориентируются на своё самочувствие. Я просто даю им понять, что стул рядом, и они могут им воспользоваться в любой момент, не спрашивая на это разрешения.
2.Большинство моих возрастных вокалистов имеют ограниченный или несколько более низкий диапазон голоса. Здесь возникает вопрос о возможности транспонировать песни в соответствии с диапазоном певцов. Уверенное владение баяном и способность играть произведения в разных тональностях даёт мне возможность быстро подгонять аккомпанемент под диапазон певцов. У меня в репетиционной комнате есть синтезатор, который также позволяет мне быстро перенести песню в более удобную тональность.
3.Тексты песен должны быть распечатаны крупным шрифтом, так как у большинства женщин существуют возрастные проблемы со зрением. Не надо заставлять вокалистов заучивать тексты специально. Нужно объяснить, что в процессе репетиционной работы, тексты запомнятся сами собой и будут дольше держаться в памяти.
4.Я постоянно говорю участникам вокальной группы, что не нужно акцентировать внимание на дыхании и делать вдохи и выдохи так, как им удобно. Дело в том, что возрастные изменения дыхательной системы зачастую не дают работать с дыханием возрастных певцов так же, как это делается у певцов более молодого возраста – контроль вдоха, выдоха, задержки и форсирование дыхания.
5.Перерывы в учебной и репетиционной работе возрастных вокальных групп обязательны. Это хорошая психическая и физическая разрядка. Хорошо во время перерыва проветрить помещение, выполнить несколько двигательных действий.
На что обратить внимание
При занятиях с пожилыми вокалистами руководители должны помнить следующее:
Исследования показывают, что взрослые (пожилые) люди в большей мере ориентированы на достижение цели. И этот подход, а не подход «посмотрим, что получится» более эффективен. Отсутствие быстрых результатов означает, что руководители должны быть готовы к большему количеству времени для учебных и репетиционных занятий. Требуется больше времени, чтобы исследовать и найти правильные ключи для каждого проблемного случая.