Школьный музыкант

Снова о классике

«С утра не послушал классическую музыку — день прожит зря!!! Включаю классику и жизнь становится прекраснее. Единственное, что мне очищает душу — это великие произведения непревзойденных Баха, Рахманинова, Чайковского, Моцарта… Особенно сейчас в непростое время — очень помогает!!! Билеты на концерты с хорошей музыкой и хорошими исполнителями очень дорогие — не всегда и не все любители могут себе, к сожалению, позволить.»

Когда родилась младшая дочь жена традиционно требовала тишины во время сна ребёнка, а я уговорил её отступить от традиции и не стремиться к невозможному — живём в городе, переполненном всевозможными звуками. Поэтому акустический профиль пространства решил заполнить ровными, но не монотонными звуками. Популярные сегодня треки со звуками природы в то время были ещё не доступны (и предполагаю, что они всё же уступают выбранному варианту). Решил, что поставленным требованиям лучше всего отвечает классическая музыка (не вся). Включали ей разные мелодии и следили за реакцией.
Наиболее спокойный и крепкий сон оказался под Вивальди и Чайковского. Никакие посторонние шумы не пробивались к сознанию сквозь эту чарующую завесу — ни перфораторы, ни рёв моторов, ни лай собак с улицы, ни звон упавшей на кухне кастрюли… Слух у ребёнка прекрасный. Иногда ей самой мешает, когда слышит фальш с эстрады. Плейлист в её смартфоне может вызвать у многих недоумение — там соседствуют Бетховен и Gorillaz, ABBA и Rammstein, Вивальди и Пикник…

Инструментальная музыкальная композиция — это не просто движение мелодии и ритма в определённом темпе. Это прежде всего краски создаваемой картины автором в момент написания или исполнения. Такие картины особенно чувствуются в классической музыке.

Современную попсу вообще слушать невозможно. Скучно. Ни уму, ни сердцу. Советские песни интересные, красивые, имеют мелодию, текст со смыслом. Ну, а классику нужно слушать, на самом деле, подготовленному человеку. Хотя есть огромное количество коротких классических произведений, которые понятны всем (или почти всем).

С одной стороны произведения стали короткими, а с другой они стали легко тиражируемы, а значит более доступны для широкого использования. Я бы отнес это не только к музыке, а в целом к восприятию информации. Произошёл переход от стремления разобраться в какой-то области достаточно глубоко к поверхностному анализу, когда мозг выделяет достаточно короткие формы восприятия, не пытаясь простроить длинные цепочки рассуждений. Но это уже расплата за стремление из всего сделать быстрые деньги, то есть отработать очень примитивную модель поведения «найти товар, который заинтересует потребителя и выгодно его продать». Так что смена произошла в целевой направленности деятельности людей.

Не так давно на ТВ в каком-то диспуте двух очень образованных людей прозвучала фраза:» Вы десятую симфонию Бетховена слушаете?» » Да, конечно». » А у него их всего девять». Сдается мне, что большинство «любителей классики» из таких же знатоков. Но фраза:» Я обожаю классику» переводит говоруна в разряд интеллектуалов.

Любой этюд или прелюдия, а также небольшое произведение — это картина. И рисовать или представлять её может только человеческий мозг. Надо научиться слушать музыку как представляет ваша фантазия. И вы откроите в себе талант слушателя.

Классику люблю за мелодичность. Хотя классика классике рознь. В ней тоже вполне себе незатейливые и попсовые вещицы встречаются.

А прослушивание крупных форм и просто непопсовой классики требует эмоциональных и интеллектуальных (?) затрат. Именно потому что сложные формы, насыщенные и разнообразные темы, вариации, приёмы, драматизм. Как и с любым, наверное, произведением искусства. В итоге познание обогащает, но не всегда ты можешь быть готов к такой вот умственной работе. Тогда и произведения/жанры попроще подойдут.

Насчёт «поглупения» современных людей не согласен. Потребность в композиционно упрощенной музыке еще не означает снижения интеллекта. Хотя я сам и не воспринимаю такую музыку, где нет ни мелодии особо, ни слов, только ритмы и главный запрос слушателей именно они, ритмы, чтобы «качала».

Думаю, что во времена классики тоже не все слушали оперы. У того же Моцарта, Генделя и других есть вполне себе легкомысленные вещицы.

Классику надо слушать в хорошем качестве, на качественных устройствах, лучше вживую. Не качественное звучание раздражает, пропадает интерес. Личный опыт. На телефоне или компе не звучит.

В классической музыке заложена длительная передача информации, и для ее восприятия необходимо внимание, которое выражается в единицах времени. Но музыка — это не только информация, но еще и эмоции. Классику слушаю «под настроение». Иногда хочется послушать «задумчивого» Грига или Дебюсси, у Моцарта по большей части позитивная музыка.

Слушать музыку. И понимать музыку. Это не одно и тоже.

У нас классика для профессионалов, а в Европе для всех, потому что детей обязательно обучают игре на инструменте. Отдавайте Ваших детей в музыкальные школы, и все получится.

Классика — прекрасная медитация! Без каких-либо установок, с первых же нот, погружаешься в мелодию! Это ли не лучший метод медитации?! Один известный нобелевский лауреат измерил мембранный потенциал здоровых клеток человека и раковых клеток. Переложил на ноты. И записал мелодии. Так вот, мелодия здоровых клеток ближе к классической музыке, а мелодия раковых клеток — какая-то жуткая какофония.

В современной музыке красота встречает всё реже. Причина понятна — надо ковать монету. Шедевры делать мало кому дано, да и трудно это. Ширпотреб проще, быстрее и выгоднее.

Нынешней молодежи, привыкшей к репу и попсе, проблематично переходить на классику. Сначала надо попробовать что-нибудь попроще, The Piano Guys, например. Потом посложнее, Джеймс Ласт, Вангелис, Эннио Морриконе… Потом постепенно к более сложному. А то сразу от Моцарта и Баха у них может случиться полное отторжение и даже ломка, как у лечащегося наркомана.

Приучать лучше с детского возраста, пока слух и мозг не испорчен современной жвачкой-музыкальным фастфудом, и тогда есть шанс сохранить слух на долгие годы.

Есть ещё классика в современной обработке. Именно через неё подсели на классику некоторые из моих друзей. Теперь за уши не оторвать, от классического исполнения, в том числе. А раньше тоже фыркали — старьё ещё такое слушать!

Хорошо бы было, если бы на центральных каналах появились познавательные циклы из коротких передач, что-то типа музыкального и литературного ликбеза. Как, например, в «Галилео» коротко, доступно, интересно рассказывается о том или ином техническом устройстве. Пусть это будут 25-30 минутные передачи, посвященные, например, только одному музыкальному инструменту. У каждого из них не только свой голос, но и характер. Открыть для себя тайны оркестровой музыки, это как если ты бы стал понимать язык деревьев, птиц и зверей.

Если быть справедливым, в современной музыке есть немало стилей и направлений со сложно построенными продолжительными композициями. И по глубине эмоций и мыслей они классике могут не уступать. Например, пост-рок, джаз, эмбиент и много других. Даже некоторые подвиды «металла» вполне себе перекликаются с серьёзной классикой.

Самому, полюбить классическую музыку очень сложно, особенно тем, кто никогда ее не слушал. Тут могут быть два препятствия: очень велик шанс начать знакомство с теми мелодиями, которые вам никогда не понравятся, ибо не вся классическая музыка нравится даже закоренелым ее почитателям, (у каждого есть свои собственные предпочтения в определенных композиторах и направлениях). Второе: начинать слушать ее в одиночку. Всегда должен быть рядом человек, который может объяснить вам музыку: от гармонии, до эмоционального строя: от простой классики — к более сложной.

Очень помогают понять классику специально придуманные для этого определенные образы от эмоциональных до визуальных, согласно определенной мелодии. Конечно, лучше всего начинать знакомство с классической музыкой с мелодий знакомых с детства, часто предаваемых по радио и телевидению. Но и это не факт, что они станут вашими любимыми. Свою любимую классическую музыку, возможно, вам предстоит открыть заново. И не исключено, что вы ее ранее никогда не слышали. Хотя, возможно, классика в современной обработке, на первых порах станет помощником и гидом в мир музыки, хотя у каждого, это может быть сугубо индивидуально. Важно помнить, что «через силу» полюбить ничего не возможно.

Exit mobile version