Статьи        19 февраля 2017        235         Комментариев нет

Социально — культурные институты

Определение сущности социально культурных институтов невозможно без анализа их функций, обеспечивающих достижение цели. Общество — сложное социальное образование, и силы, работающие внутри него, тесно связаны, поэтому бывает трудно предвидеть результаты каждого отдельно взятого действия. В связи с этим определенный институт выполняет свои, специфические функции. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов, видов тех или иных систем.

Важную роль в определении задач социально-культурных институтов сыграли научные труды М. Вебера, Э.Касирэра, Й.Хёйзинга. Ими и другими культурологами в структуре духовного производства выделяются регулятивная, интегративная и коммуникативная функции.В любом обществе создаются усложненные многоуровневые системы, специально ориентированные на выработку определенных знаний, представлений о жизни и самом человеке, а также планов и целей не только ежедневных, но и просчитанных на дальнейшее поведение.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Поэтому социально-культурный институт должен иметь систему правил и норм поведения, которые в рамках духовной культуры закрепляют, стандартизуют поведение своих членов и делают их прогнозируемой. При анализе компонентов культурной регуляции необходимо учитывать, что реализация эталонов человеческих ценностей осуществляется посредством их интеграции с социальными ролями и нормами поведения, усвоения позитивных мотиваций и принятых в обществе значений.  Социализация поддерживается личными институтами (в семье, школе, трудовом коллективе и пр.), а также учреждениями, организациями, предприятиями культуры и искусства.Исследование тенденций развития процесса социализации свидетельствует, что при усложнении социокультурного поля механизм социализации и его непосредственное культурное приложение становятся тоже более сложными.

Специфической функцией социально-культурных институтов является интеграция, которую выделяют С.Фролов, А.Каргин, Г.В.Драч и прочие исследователи. В социальной сфере наблюдается распространение комплекса взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, которые характерны для определенной культуры, они определяют сознание и поведенческие факторы людей. Учреждения культуры ориентированы на обеспечение и сохранение наследия культуры, народных традиций, исторических знаний, что способствует закреплению связи между поколениями, сплочению нации.В мировом сообществе существуют разные культуры. Культурные отличия препятствуют общению людей, иногда препятствуют их взаимопониманию. Эти различия зачастую становятся барьерами между социальными группами и объединениями. Социально-культурные институты стремятся инструментами культуры и искусства преодолеть культурные различия, укрепить связи культур, активизировать их взаимоотношения и этим объединить людей как в условиях одной культуры, так и за ее границами.

В качестве традиции выступают общественные установки, определяющиеся нормами поведения, моральными и этическими ценностями, идеями, обычаями, обрядами др. Поэтому важнейшими задачами социально-культурных организаций выступают сохранение, передача и усовершенствование предметов социально-культурного наследия.

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом деятельности разных учреждений культуры. Ученые рассматривают развитие социально-культурной деятельности в ходе взаимодействия социумов, когда люди вступают во взаимоотношения между собой. Культура может создаваться совместно, именно совместными действиями. Т. Парсанс подчеркивал, что без общения нет никаких форм отношений и деятельности. Без наличия определенных коммуникационных форм нельзя осуществлять воспитание индивидуума, согласование действий, поддержание общества в целом. Поэтому необходима методичная, устойчивая, разнообразная система коммуникаций, которая поддерживает максимальную степень единства и дифференцированности  общественного бытия.

В нашу эпоху, по мнению канадского культуролога М. Маклуэна, значительно увеличилось количество контактов индивида с другими людьми. Но эти отношения часто имеют опосредованный и односторонний характер.  Социологические исследования свидетельствуют о том, что такие односторонние отношения часто только способствуют развитию чувства одиночества. В связи с этим социально-культурные институты через усвоение культурных ценностей способствуют развитию настоящих человеческих форм общения.Таким образом, коммуникативная функция социально культурных институтов заключается в упорядочении процессов трансляции социально важной информации, интеграции общества и социальных групп, внутренней дифференциации социума и групп, отделения социума и разных групп друг от друга в их общении.

Социологи рассматривают сферу, которая позволяет людям отдыхать от житейских проблем, в большинстве случаев как досуг, освобожденный от конкретного участия в производстве. Досуговая деятельность гораздо шире по своему содержанию, потому что может включать самые всевозможные типы творчества. Целесообразно свободное время рассматривать в смысле реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, само реабилитацией, общением, удовольствием, оздоровлением, творческой деятельностью. В связи с этим одной из важнейших задач социально-культурного института выступает преобразование досуга в область культурной деятельности, где осуществляется реализация творческого и духовного потенциала общества.

Анализ факторов формирования отдыха населения свидетельствует, что местом реализации культурных инициатив выступают библиотеки, клубы, театры, филармонии, музеи, кинотеатры, парки и другие аналогичные учреждения.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта