Разное        10 марта 2017        249         Один комментарий

В ритмах Ирландии

Жизнь этой женщины похожа на танец: такая же динамичная, изменчивая, с подскоками, с поворотами. Жизнь иногда закручивается так, что остановиться невозможно. В жизни, как и в танце, бывают мощные нагрузки, но те, кто их выдержит, станет победителем, найдет себя, найдет близких по духу друзей. Танец тесно переплела со своей жизнью Юлия Полочанина, педагог Центра дополнительного образования «Виктория». Она — основатель и руководитель одной из лучших  школ ирландского танца «Феникс», многократный призер чемпионатов по ирландским танцам, постоянный участник международных танцевальных проектов, организатор ирландских фестивалей и вечеринок.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

 

— Юлия Витальевна, расскажите, как так получилось, что вы, журналист по образованию, стали педагогом дополнительного образования?

 - В журналистику я пришла, потому что мне очень нравилось искусство, и я хотела о нем писать. Еще во время учебы, чтобы быть ближе к искусству, проходила практику в газете «Литература и искусство», потом там работала по распределению. Но я быстро поняла, что мне интереснее делать что-то самой, чем писать о том, как это делают другие. И так я начала поиски себя. Тогда и появился осознанный интерес именно к танцам, в частности занималась бальными танцами.

В 2003 году я пришла работать педагогом в Центр дополнительного образования «Виктория», где вела занятия в коллективе старинного танца Campanella. Вместе с детьми мы исполняли средневековые танцы народов мира, которые потом сузились исключительно к ирландским: досконально заниматься одновременно всем невозможно.

На тот момент в стране никто их не танцевал, понятно, что и не излагал. Но знали их многие: незадолго до того было знаменитое выступление Майкла Флэт на Евровидении, появились его знаменитые шоу, и мы все хотели научиться танцевать так же.Диплома педагога по ирландским танцам не существует, но мастер-классы и самостоятельная работа помогают сдать экзамены, которые в свою очередь позволяли их преподавать. Да, мы с коллегами из других школы сначала учились по видеороликах, на коротеньких мастер-классах. Находили их в интернете, ездили в соседние страны на мастер-классы, учились во время танцевальных проектов, проходивших в соседних странах, посещали мастер-классы таких известных профессионалов, как Колин Данн, Сара Кларк, Шон гавани, Дэвид Джеймс, Дэйдра Гамильтон, Джеймс Белвуд.

Все, чему мы научились, мы передавали своим воспитанникам — тогда уже был год, как я основала школу ирландского танца «Феникс» в центре «Виктория».

В 2007 году мы с коллегой попали на один из мастер-классов в Санкт-Петербурге, где давал свои уроки Шон Гавань — преподаватель ирландского танца и основатель Всемирной ассоциации ирландского танца. И он решил взять кураторство над нами, преподавателями ирландских танцев, и стал развивать восточный регион. В частности, тогда появились школы в Москве, Минске. Мы много ездили учиться к нему в Германию. Мастер-классы Шона Гавана организовывала и наша школа на базе центра. Он подкрепил нашу теорию основательной базой, ведь одно дело — смотреть видеоуроки, и совсем другое — когда педагог разбирает твои движения, объяснять их, передает тебе свое мастерство.

— Что для вас ирландский танец? В чем его философия? Что отличает его от других танцев?

— Это танец, который до конца понять невозможно. В нем есть магия. Он привлекает своей легкостью, точностью, прекрасной музыкой (под эти ритмы усидеть на месте невозможно). И только когда начинаешь танцевать, понимаешь, что в этой легкости столько работы! Этот танец для самых упрямых людей, наряду с балетом. Это «высшая математика» танца, так как шаг вправо, шаг влево — и ты выпал из музыки, или забыл текст — и потерял танец. И даже если ты станцевал правильно, в музыку, но немного не дотянул носок, не до конца скрестил ноги, магия раз — и исчезла, растворилась в воздухе.И вот этой магии я хочу учить. И даже решила получить второе образование — педагога дополнительного образования. Уже учусь в Академии последипломного образования.

— Насколько активно люди осваивают ирландскую танцевальную культуру?

— Всплеск интереса к ней начался в 2003 году и не уменьшается до сих пор. Правда, изменился возраст танцоров: раньше в основном танцевали взрослые, которые в свое время упустили эту возможность, но потребность реализовать себя осталась. Сейчас среди взрослых более популярны ирландские вечеринки, которые мы проводим на разных площадках города и на которые традиционно собирается много людей. Это для взрослых, которым хочется время от времени отдохнуть, провести вечер в приятной компании, потанцевать под живую музыку.

В школах же в основном занимаются дети, потому что школы направлены на серьезную спортивную подготовку. (Всего в нашей школе 15 групп в трех районах города.) А для спортивных амбиций здесь есть значительные преимущества — особенность ирландских танцев в том, что соревнования сольные. В любом танце подавляющее число — девушки, а мальчиков — в разы меньше, но в ирландском танце не нужно искать партнеров.

— Детей с какого возраста вы набираете к себе в группы?

— Набираем мы детей, начиная с четырех лет. Правда, с такими малышами мы начинаем с базовой подготовки, с классической хореографии, из ирландских танцев даются лишь некоторые элементы. На чемпионатах у нас даже введена категория Джамп 2-3, в которой детям надо станцевать 8 простеньких прыжков по кругу, чтобы они почувствовали вкус соревнований. Но основной возраст, с которым мы начинаем работать, — 7-8 лет. Именно в этом возрасте начинается серьезная подготовка.

— Расскажите немного об успехах своих воспитанников на чемпионатах.

— Немного не получится, так как наши дети очень сильные соперники — не только из нашей школы, но и других школ страны. Когда они соревнуются в Европе, то, как правило, у каждого из них есть хоть одно призовое место в своей категории. В программе чемпионата есть 4 танца в мягкой обуви, 3 — в твердом, плюс — различные категории по уровню танцора: от новичков до уровня чемпионов. Есть и комплексы танцев, которые оцениваются по сумме баллов нескольких судей, есть и разновозрастные категории, есть и коллективные танцы — двойки, тройки, большие командные танцы, Кейли-танцы и др.

Например, в последнем соревновании — чемпионате Восточной Европы, который проходил в ноябре, буквально каждый наш воспитанник завоевал победу в своей категории. Это был отборочный чемпионат для участия в чемпионате мира. Сейчас мы готовимся к нему — пройдет он в апреле в Ирландии.

Кроме чемпионства Европы, у нас есть победы на чемпионатах мира. В частности, в прошлом году мы стали чемпионами в командных танцах Кейли.

— Пожалуй, спортивный азарт — это основное, что направляет детей в вашу школу. Но только ли желаемые награды они находят?

Нет, не только. Это еще и интересное общение, физическое развитие, умение слышать музыку, чувствовать партнера в танце, эмоции, преодоление себя. Нравится детям и неординарность танца. Они очень любят выступать в школах, на концертах, в лагерях, и всегда это удивляет публику, которая за последние годы более привыкла к восточным танцам и брейк-дансу. Для родителей это здоровье детей: особенно часто к нам приводят детей, чтобы исправить нарушения осанки.

— Кроме танцев для соревнований, какими еще бывают ирландские танцы?

— Танцы для чемпионатов стоят отдельно. Остальные довольно сложно структурировать, поскольку принципов деления несколько. Так, по виду обуви, все ирландские танцы делятся на две группы: те, которые выполняются в мягкой обуви (здесь ценятся высокие прыжки, филигранные движения ногами) и в жесткой обуви (степ, который предусматривает создание мелодии ногами). Обе эти группы делятся на сольные и коллективные. Отличительная особенность сольных танцев — практически неподвижный корпус с плотно прижатыми к нему руками и четкие, быстрые движения ногами. Коллективные подразделяются еще и на Кейли-танцы (от 4 до 16 танцоров — здесь важны точность выполненного танца, его аутентичность, соответствие всем традициям), танцы с свободной хореографией (базируются на традиционных, но есть отхождения от правил), танцы — перформансы, которые вливаются в другие направления (можно играть с корпусом, добавлять любые элементы: от фламенко до брейк-данса), постановочные номера и др.

Последний вид более сложный, но зрелищный. Например, у нас была интересная программа «Айриш-Таймс», которую мы представляли на центральном атриуме торгового дома «Столица». В ней танцоры от малышей до взрослых в танцах рассказали обо всех периодах ирландской истории, подчеркнув и особенности и сходство между нашими странами и их историей. В общем, ирландские и белорусские танцы очень похожи, в конце концов, все народные танцы мира чем-то похожи.

— А вам какие танцы больше нравятся — «по инструкции» или те, где можно дать волю фантазии?

— Сначала мне больше нравились танцы для соревнований, а сейчас хочется просто отпустить ноги (они уже знают, что делать) и поработать с корпусом, поработать с публикой, импровизировать. Есть такой вид танца — слип-джига. Это танец в мягкой обуви, очень женственный, легкий, в полете, будто над землей. Он мне ближе всего. Нравятся мне и командные фигурные танцы, здесь интересен не столько результат, сколько процесс работы, так как мы сами придумываем хореографию.

— Ирландский танец не может быть в полной мере ирландским без традиционного костюма. Где вы приобретаете костюмы?

— Дорогие костюмы только для сольных выступлений — они шьются по индивидуальному дизайну из дорогих тканей, украшены стразами, перьями, национальной вышивкой. Это целое направление моды, причем каждый сезон костюмы меняются. Изготовление такого костюма у мастера — дело очень дорогое. Да и купить не всегда дешевле. В Европе их стоимость начинается от нескольких сотен евро и не имеет предела. Поэтому я шью их сама, но если не успеваю (костюмов нужно много, да все они должны быть одинаковыми), подключаю швей, а сама только украшаю их.

Зато вообще нет никаких сложностей с конкурсными детскими костюмами для чемпионатов. Здесь есть общие международные требования: они должны состоять из зеленой юбки (не выше 10 сантиметров от колена) и белой майки-поло, которая закрывает руки и зону декольте. Запрещен макияж, парики, которые разрешены взрослым. Это делается для того, чтобы каждый ребенок мог приобрести костюм и чтобы для всех были одинаковые условия.

Что касается обуви, то ирландки (мягкие кожаные туфли, похожие на балетные) можно купить в Беларуси, а профессиональные стэповки приобрести можно в Европе.

- Какие данные должен иметь ребенок для того, чтобы стать успешным танцором?

— У него не должно быть проблем со здоровьем. Есть ограничения и по весу, так как танцы — большая нагрузка на суставы. Хотя немного полноватые дети, наоборот, имеют преимущества, особенно в степе, так как здесь важно не то, насколько высоко ты подскочил, а то, насколько точно отразил степ. (У нас таких детей мало, а вот в Европе их много.)

Для успеха важно иметь растяжку, с радостью принимаем детей с предварительной хореографической подготовкой, хотя это можно наверстать, чего не скажешь о чувстве ритма. К сожалению, этому очень сложно научить, особенно мальчиков, а без этого танцевать невозможно.

— Интересно, а кто, кроме самих ирландцев, составляет конкуренцию в танцах?

— Украинцы очень хорошо танцуют, немцы, так как в Германии много профессиональных педагогов, сильных школ. И, пожалуй, все. Хотя конкуренция большая. Сейчас активно подключаются американцы — у них большие ресурсы, богатые традиции танца. За последние годы во Всемирную ассоциацию ирландского танца включились Азия, Австралия, Южная Америка. И становится она действительно всемирной организацией, так как поддерживает распространение ирландского танца по всему миру.

— Юлия Витальевна, если вдруг вам встретится человек, который скажет, что вы — белоруска и поэтому вам следует пропагандировать свою культуру, знакомить мир с ней, что вы ему ответите?

— Каждому свое. В стране есть коллективы, которые прекрасно представляют нашу культуру и на международном уровне, и в ее пределах. Я тоже для себя танцую белорусские танцы, люблю посещать вечеринки в белорусском этническом стиле, с удовольствием иду на все мастер-классы, если есть педагог и у него есть чему поучиться.

Что же до ирландского танца, то для танцора это возможность не закрываться, а открывать мир для себя и для зрителей. Это всегда развитие. Тем более что теперь он имеет отношения не столько к Ирландии, сколько к миру в целом. Это уже просто вид танца, который оторвался от своей географии и адаптировался к культурам разных народов.

Светлана Никифорова,

перевод с белорусского Ю.Усов

Ещё по теме

Обсуждение: Один комментарий
  1. Юрий:

    Мне на почту продолжают поступать материалы моих коллег из разных уголков России, ближнего и дальнего Зарубежья. Их много.Постараюсь публиковать все. В каждом материале есть моменты, которым стоит поучиться даже самому опытному преподавателю музыкальных дисциплин.Присылайте свои материалы: статьи, очерки, интервью, методики и т.д.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта