Статьи        13 апреля 2017        241         Комментариев нет

Зрение и музыка

В музыкальной педагогике незаслуженно мало внимания уделяется работе зрения учащегося в процессе освоения игры на инструменте. Основные усилия преподавателей сосредотачиваются на развитии слуха и двигательных навыков. В методической литературе участие самого сильного органа чувств человека в обучении игре на музыкальных инструментах не только не освещается, но зачастую отвергается вовсе, как привносящего помехи в исполнение. Единственно, где освещается применение зрения –это чтение нот. Сознательно отказываться при исполнении от услуг органа, который напрямую связан с мышлением являет собой ограничение возможностей музыки. Даже обоняние и вкус, напрямую в музыке не применимые, нельзя полностью отвергать, так как они могут включаться во внемузыкальные образы, используемые для извлечения эмоций и закрепление их за структурными элементами разучиваемого произведения.

Если зрение учащегося не включается в объект внимания преподавателя, ориентировочная основа действия учащегося формируется стихийно самопроизвольно. Дефектная с первых уроков, в дальнейшем она автоматизируется, превращается в навык, плохо поддающийся диагностике и исправлению, лишает возможности учащегося, часто имеющего неплохие задатки, профессионально заниматься на инструменте. Главным недостатком работы зрения, как восприятия, так и представления является то, что оно постоянно фиксируется на том, что исполняется сейчас, (какая клавиша, какой палец), или на том, что прошло, какие допущены ошибки. Здесь можно провести аналогию с водителем автомобиля, который во время движения смотрит не вперёд, а назад. Такому учащемуся не под силу представить ожидающие его неприятности и заранее принять меры для их предотвращения, смотреть вперёд на исполнительскую дорогу, по которой бегут пальцы. Учащимся, подверженным такому недостатку, встречающемуся довольно часто в силу того, что специальная работа, предупреждающая его появление, не проводится, мы предлагаем перед началом заучивания произведения в нотах выбирать и отмечать ориентиры. При каждом проигрывании зрительное внимание сосредотачивается на каждом из них в виде восприятия клавиши или ноты, опережая процесс исполнения. Не дожидаясь нажатия и извлечения звука, внимание переключается на впереди лежащий ориентир. 


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

По мере отработки произведения ориентиры передаются  в план представления и там закрепляются. С увеличением темпа исполнения ориентиры расставляются реже, но не убираются совсем, так как при достижении автоматизмов внимание вновь будет переключаться на старое, с представлений ожидаемого на восприятие того, что делается сейчас. Передвигающиеся впереди исполнения зрительные представления ориентиров могут вступать в различные слухо-двигательно-осязательные взаимосвязи. Вопросом для изучения является то, что разные органы чувств в виде представлений могут расставляться поочерёдно на разном расстоянии впереди реального момента исполнения, создавая предслышание, предвидение, предчувствование, и так же поочерёдно передвигаться вперёд, подобно движению гусеницы.

Примечательно в этом плане высказывание С.В.Рахманинова о том, что если у него с самого начала исполнения миниатюры внимание не сосредоточено на ожидании её кульминации – миниатюра не получится. Можно предполагать, что при исполнении произведения малой формы у него главный ориентир – кульминация.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта