Школьный хор        24 мая 2012        1159         Комментариев нет

Артикуляция и артикуляционные упражнения

Артикуляция — это работа органов, отвечающих за произношение. Артикуляцию формируют: нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо, глотка. Работа над артикуляцией улучшает дикцию, делает произношение четким иясным. Пение при этом становится художественно-выразительным, а содержание исполняемого произведения доходчивым и понятным.
Фото0538 (2)Голосовой аппарат, мышцы, отвечающие за звукообразование у детей, зачастую недостаточно тренированы, хрупкие, вялые. Нижняя челюсть (в основном у мальчиков) малоподвижна, губные мышцы отличаются слабостью, вялостью. Язык малоподвижен, излишне напряжен. Дети зачастую неправильно и неестественно открывают рот при разговоре и пении. Все это естественно сказывается на качестве образующегося звука и отчетливости произношения.

Как мы знаем, полость рта – главный резонатор. Это орган, в котором образуются гласные и согласные звуки, формируется тембр – окраска звука. Снять напряжение с нижней челюсти, научить естественно открывать рот, активно работать при разговоре и пении губами, свободно управлять языком во рту — вот главные задачи в освоении учениками произношения при пении.

Для достижения хорошей дикции следует петь гласные с губными согласными Б, П, М, которые помогают максимально отчетливо и ясно произносить эти гласные.

Артикуляционные (дикционные) упражнения.

  • Дети имитируют жевание жевательной резинки. Необходимо добиться, чтобы в работу включалось как можно большее количество мышц лица.
  • Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую. Опустить. Обе брови поднять и опустить.Вытянуть лицо. Опустить нижнюю челюсть, не раскрывая губ. Подвигать левой челюстью влево и вправо. Раздуваем ноздри. Шевелим ушами. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу.

Прежде чем начинать эти, казалось бы, простые упражнения, нужно самим освоить технологию их выполнения. Иначе ни вам, ни тем более детям не будет понятен механизм их выполнения. И, поверьте мне, шевелить ушами не так-то просто.

  • С точной артикуляцией произносим гласные в заданном порядке: « а-о-у-э-ы-и».
  • Поем следующие звукосочетания: « ба-ба-бо-бо-бу-бу-бэ-бэ-бы-бы:». Упражнение рекомендую повторять 2-3 раза. Потом согласную следует поменять. За одно занятие проходим 5-6 буквенных сочетаний.

SAM_4064К артикуляционным упражнениям можно отнести также всевозможные скороговорки, которые полезно как быстро проговаривать, так и петь в разных темпах. Скороговорок в арсенале каждого учителя музыки, я думаю, имеется достаточное количество. Пользуйтесь ими, и однажды ваши хористы порадуют вас чистейшим произношением, что и является положительным результатом умелого использования артикуляционных (дикционных) упражнений.

Предлагаю вам скачать архив с документом"Пояснительная записка к рабочей программе по кружку дополнительного образования «Хор»

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта