Атака. Взаимодействие струи выдыхаемого воздуха с голосовыми связками называется атакой. В зависимости от характера взаимодействия различают три вида певческой атаки:
- Мягкая атака является основной в работе голосового аппарата. Этот вид атаки — результат одновременного смыкания голосовых связок и посыла дыхания. Использование мягкой атаки позволяет добиться хорошей кантилены и полноты тембра. Дыхательные мышцы включаются в работу очень плавно.
- Твердая (динамическая) атака, при которой голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха, создавая высокое подсвязочное давление, и затем размыкаются под действием воздушной струи. Этот вид атаки характеризуется активным включением в работу дыхательных мышц. Использование твердой атаки позволяет добиться яркого собранного звука. В обучении полезно при вялом тонусе связок. Твердая атака имеет широкое применение в стилях современной музыки (рок, шаут и т. д.).
- Придыхательная (аспиратная) атака, при которой голосовые связки смыкаются на уже начавшемся выдохе. Придыхательная атака может умеренно использоваться при пересмыкании голосовых связок и форсированном звучании как способ расслабления. Этот вид атаки широко используется в джазовой музыке (субтон) как подражание саксофону.
Опора певческого голоса
Под опорой понимают умение сохранять равномерный напор выдыхаемого воздуха. Равномерность утекания воздуха и создание напора обеспечиваются за счет взаимодействия внутриглоточной кольцевой мускулатуры и дыхательных мышц. Основную роль в создании преграды на пути выдоха играет надгортанник.
Надгортанник — это своеобразный клапан, закрывающий вход в дыхательное горло. При опертом звуке вход в гортань всегда сужен, за счет раскрытия глубинной части глотки и ра- боты надгортанника. Очень часто чувство опоры ошибочно связывают с напряжением дыхательных мышц и даже требуют этого от учеников для достижения опертого звука.
Важно понимать, что никакое напряжение мышц не удержит воздух внутри легких, если на его пути нет препятствия, обеспечивающего равномерность выдоха.
Напряжение мышц при хорошо опертом звуке возникает вследствие преодоления преграды на пути выдоха и является следствием, а не причиной опертого звука. Напряжение дыхательных мышц для достижения опоры опасно, так как приводит к пересмыканию голосовых связок и зажиму горла. Хорошо опертый мощный звук — результат хорошей координации, тренированности всех групп мышц, и идти к нему надо постепенно. Работа над идеальной равномерностью свободного выдоха — самый правильный способ развития чувства певческой опоры.
Необходимые условия для развития чувства опоры:
— правильная осанка;
— свободный равномерный выдох;
— пение в тембрально полный голос (не допуская форсированного звучания);
— развитие грудного резонирования;
— собранность звука в головном резонаторе.