Донотный период у начинающих баянистов

В донотный период, который должен длиться примерно от одного до двух с половиной месяцев, учитель накапливает знания об индивидуальных способностях и возможностях ученика, его эмоциональности, музыкальных задатках, эрудиции, в основном намечается примерная нагрузка дальнейших занятий с учеником. Донотный этап занятий — это тот сравнительно малый промежуток времени, когда наставник должен не только успеть установить доверительные эмоциональные отношения с подопечным, но и «заразить» его баяном и баянной игрой. От того насколько интересно, эмоционально и плодотворно будет проходить этот период, будет зависеть и то, как будет складываться дальнее обучение игре на баяне.В последние годы мне довелось много заниматься с шестилетками. Дети абсолютно разные. Одинаковых не бывает. Характер, темперамент, музыкальные данные, привычки – у каждого свое.
Естественно, чесать под одну гребенку все это эмоциональное многоцветье нельзя. Здесь нужен индивидуальный подход, нужны долгие наблюдения, анализ, поиск метода и т.д. Сложно, скажу вам честно.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Мне приходилось присутствовать на первых (донотных) занятиях не одного педагога по баяну. Больше всего меня возмущало то, что все педагоги пытаются словами объяснить детям, как играет баян, как на нем нужно играть. Эти занятия превращаются в какой-то урок музыкальной литературы и русского языка. Одна уважаемая дама часами понуждает детишек ощутить дуновение ветерка и сравнить это ощущение со звучащей из компьютера музыкой. При этом ребятишки должны изображать руками и всей своей позой игру на баяне. Может быть, и есть в подобной методе какой-то скрытый могучий смысл, но я его, откровенно сказать, не уловил.

Поверьте, шестилеткам нужно совершенно другое. С первых же занятий им не терпится взять баян в руки и дергать его туда — сюда и давить на кнопки, извлекая звуки. Это его первая баянная музыка, которую он делает сам. Ведь ради такой игры он и пришел к вам на занятие. А вы ему – «дуновение ветерка», «шелест листьев». Мой опыт говорит о том, что чем больше ученик «дерет» инструмент при первой с ним встрече, тем больше от него будет толку в дальнейшем. Он понимает, что самостоятельно может получать звук: громкий, тихий, длинный, короткий, одиночный, многозвучный. И это открытие! Это – стимул, подскок самооценки, мотивация к дальнейшему обузданию инструмента. Если этого не дать детям на начальной стадии обучения, то, скорее всего, вы получите вялого ученика, лишенного инициативы, фантазии. А такие дети больших результатов в музыке не добиваются. Более того, занятия баяном может превратиться для них в каторгу.

Большинство уроков я организую в форме коллективных занятий. Это даёт мне огромные ресурсы конструирования практических учебных ситуаций, которые органично раскрывают индивидуальные данные юных музыкантов. С первых занятий мы работаем с инструментом, с его натуральным звуком.

Вот простой пример.

Группа из 12 человек сидят на стульях с баянами кругом. Сам сижу в центре круга. Даю задание: повторить интонацию звука, который я издаю. Дети по очереди повторяют, используя при этом любые кнопки. В подобных упражнениях задействованы понятия длительности нот, динамика, ритмические рисунки. Я меняю длительности своих звуков, ритмические рисунки, темп. Дети повторяют. Мы пытаемся баяном изобразить лай собаки, мычание коровы, паровозик и т.д. Здесь же попутно отрабатывается умение обращаться с баяном, посадка, постановка рук, навыки меховедения.

Ребятишкам очень нравится подобные занятия: они неимоверно быстро раскрепощаются, непосредственно демонстрируют свои способности, фантазию.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта