Дыхание является жизненно важным компонентом пения. Но то, как мы дышим во время пения, отличается от того, как мы дышим в повседневной жизни, что требует от нас использования наших дыхательных мышц по-новому.
Цель во время пения — иметь контроль над дыханием и хорошую поддержку дыхания
Контроль дыхания означает способность быстро вдыхать и медленно выдыхать на протяжении всей фразы, сохраняя при этом хорошую осанку.
Поддержка дыхания означает использование других мышц (например, живота, спины), чтобы поддержать работу легких и способствовать лучшему тонизированию и способности петь более длинные фразы.
Диафрагма
Сначала немного анатомии. Диафрагма — это мышца между вашими легкими (прямо под грудной клеткой) и вашим желудком, которая помогает нам сделать глубокий, низкий вдох для пения.
Когда мы вдыхаем, диафрагма выравнивается, придавливая желудок и кишечник вниз и выталкивая грудную клетку, чтобы создать пространство для большего количества воздуха.
Когда мы выдыхаем, диафрагма поднимается, создавая форму купола, и давит на нижнюю часть легких. Грудная клетка возвращается в нормальное положение, помогая легким выпустить остаток воздуха.
Как и любую мышцу, участвующую в голосообразовании, диафрагму нужно тренировать. При регулярных дыхательных практиках диафрагма будет становиться сильнее, и вы постепенно научитесь контролировать дыхание.
Дыхательные упражнения
Вы можете начать репетицию с нескольких глубоких вдохов. Это поможет всем успокоиться и расслабиться перед пением. Предложите несколько устных указаний, например:
1.Сделайте глубокий, спокойный выдох. Короткий энергичный вдох, снова спокойный, ровный выдох. Казалось бы, мелочь. Но такой дыхательный настрой является ключом к вашим дальнейшим занятиям.
2.Дышите, используя диафрагму, а не легкие. Следите, чтобы ваши плечи не поднимались при вдохе. Попробуйте положить одну руку на плечо и одну руку на живот.
3.Дышите диафрагмой глубоко — почувствуйте, как живот и нижняя часть спины расширяются.
Выдохните и почувствуйте, как ваш живот вернулся в норму. Держите грудь поднятой — в том же положении, когда вы вдыхаете и выдыхаете.
Шипение
Это упражнение очень удобно выполнят под щелчки метронома. Вдохните на четыре удара метронома и выдохните с шипением на четыре удара. Повторите этот шаблон с небольшими изменениями:
Вдох- 6 ударов метронома, выдох — в течение 10 ударов метронома.
Вдох — в течение 6 ударов, выдох — в течение 12 ударов.
Вдох — в течение 2 ударов, выдох — в течение 12 ударов.
Вдох — в течение 4, выдох — в течение 16 ударов метронома.
Вдох — в течение 2, выдох — в течение 16 ударов метронома.
Вдох — в течение 4, выдох — в течение 20 ударов метронома.
Вдох — в течение 1, выдох — в течение 20 ударов метронома.
Выберите несколько из перечисленных шаблонов для каждого занятия хора и чередуйте их.
Цель этого упражнения — сконцентрироваться на своём дыхании и увеличить выносливость для пения более длинных фраз.
Эта вокальная разминка — отличный способ соединить дыхание с тоном.
1.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми.
2.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми, Фа.
3.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль.
4.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля.
5.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Это относительно короткие фразы (в зависимости от вашего темпа, я полагаю), поэтому они не должны быть слишком сложными для вашего хора.
Затем попробуйте спеть эти упражнения дважды на одном дыхании с тем же темпом, что и раньше. Получилось? Очень хорошо.
Следующее упражнение
1.Короткий вдох. На выдохе на ноте ДО поём: «Цин-а-Цин-а-За».
2.Короткий вдох. На выдохе на ноте РЕ поём: «Цин-а-Цин-а-За».
3.Короткий вдох. На выдохе на ноте МИ поём: «Цин-а-Цин-а-За».
Продолжаем это упражнение, поднимаясь по тонам гаммы, насколько это позволит диапазон вашего хора. Попробуйте выполнить это упражнение с такими фразами: «Цин-Цин-Зах, Зи-о-зи-о-Зи, Га-ва –ля — пе-ря».
Еще одно полезное упражнение
Вдох делаем со звуком «И». Выдох со звуками жи — щи, жи – ши.
Вдох делаем со звуком «И». Выдох с фразой «Тише мыши, кот на крыше».
Дыхательные упражнения для юных вокалистов: учимся играть с воздухом
Дыхание — это фундамент вокала. Для детей, которые только начинают погружаться в мир музыки, важно превратить обучение в игру. Ведь чем естественнее и веселее будут упражнения, тем быстрее ребенок освоит главный навык певца: умение управлять воздухом.
Почему дыхание так важно?
Голос — это «побочный эффект» воздушной струи, которая проходит через голосовые связки. Если дыхание поверхностное или прерывистое, звук теряет силу, а голос быстро устает. У детей дыхательная система еще формируется, поэтому важно научить их дышать не грудью, а диафрагмой — мышцей, которая помогает набирать воздух глубоко, как это делают взрослые вокалисты.
Правило №1: Осанка и расслабление
Перед началом упражнений убедитесь, что ребенок сидит или стоит прямо, но без напряжения. Плечи опущены, шея длинная, как у жирафа. Можно представить, что на макушке сидит воздушный шарик — так проще сохранить правильную позу.
Играем с дыханием: 5 упражнений для детей
1. «Свечка-непоседа»
Поставьте на стол свечу (или игрушечную). Предложите ребенку дуть на пламя так, чтобы оно наклонялось, но не гасло. Это учит контролировать силу и стабильность выдоха.
2. «Воздушный шарик»
Предложите ребенку представить, что его живот — это воздушный шарик. На вдохе «шарик» надувается (живот расширяется), на выдохе — сдувается. Повторяйте 5–7 раз. Это базовое упражнение для освоения диафрагмального дыхания.
3. «Поезд идет за горы»
Нарисуйте на листе бумаги «рельсы» и поставьте игрушечный поезд. Ребенок должен дуть на поезд так, чтобы он «ехал» по рельсам, не съезжая. Меняйте скорость: медленно (длинный выдох) и быстро (короткие порывы).
4. «Гусь-секретарь»
Научите ребенка шептать звук «ш-ш-ш» как можно дольше на одном выдохе. Предложите представить, что это гусь шипит на незнакомцев. У кого получится дольше? Засекайте время и хвалите за каждый прогресс.
5. «Музыкальные облака»
Нарисуйте в воздухе воображаемые облака. Ребенок должен «дуть» на них, произнося звуки «фу-у-у» или «с-с-с», как будто хочет отправить облака в путешествие. Меняйте высоту звука: низкие облака (низкий звук), высокие — писклявые.
Советы для родителей и педагогов:
— **Короткие сессии.** Детям до 10 лет хватит 5–7 минут дыхательной гимнастики в день.
— **Игра вместо скучных команд.** Вместо «дуй правильно» скажите: «Давай погоняем облака к солнышку!».
— **Фиксируйте успехи.** Например, отмечайте в календаре, сколько секунд ребенок шипел как гусь. Конкуренция с самим собой — лучшая мотивация.
— **Без фанатизма!** Если ребенок устал или капризничает — перенесите занятие. Дыхательные упражнения не терпят стресса.
Почему это работает?
Дыхательная гимнастика не только укрепляет голос, но и развивает концентрацию, учит слушать свое тело и чувствовать ритм. А главное — дети учатся получать удовольствие от процесса. Ведь вокал должен быть радостью, а не обязанностью!
P.S. И помните: даже будущие звезды начинали с того, что дули на бумажные кораблики в тазике. Всё гениальное — просто! 😊
.
1 комментарий
создаём школьный хор. Очень трудно.