...
Главная » Дыхательные упражнения для детских хоров

Дыхательные упражнения для детских хоров

автор Юрий Петрович
652 просмотры

Дыхание является жизненно важным компонентом пения. Но то, как мы дышим во время пения, отличается от того, как мы дышим в повседневной жизни, что требует от нас использования наших дыхательных мышц по-новому.

Дыхательные упражнения для детских хоровЦель во время пения — иметь контроль над дыханием и хорошую поддержку дыхания

Контроль дыхания означает способность быстро вдыхать и медленно выдыхать на протяжении всей фразы, сохраняя при этом хорошую осанку.

Поддержка дыхания означает использование других мышц (например, живота, спины), чтобы поддержать работу легких и способствовать лучшему тонизированию и способности петь более длинные фразы.

Диафрагма

Сначала немного анатомии. Диафрагма — это мышца между вашими легкими (прямо под грудной клеткой) и вашим желудком, которая помогает нам сделать глубокий, низкий вдох для пения.

Когда мы вдыхаем, диафрагма выравнивается, придавливая желудок и кишечник вниз и выталкивая грудную клетку, чтобы создать пространство для большего количества воздуха.

Дыхательные упражнения для детских хоровКогда мы выдыхаем, диафрагма поднимается, создавая форму купола, и давит на нижнюю часть легких. Грудная клетка возвращается в нормальное положение, помогая легким выпустить остаток воздуха.

Как и любую мышцу, участвующую в голосообразовании, диафрагму нужно тренировать. При регулярных дыхательных практиках диафрагма будет становиться  сильнее, и вы постепенно научитесь контролировать дыхание.

Дыхательные упражнения

Вы можете начать репетицию с нескольких глубоких вдохов. Это поможет всем успокоиться и расслабиться перед пением. Предложите несколько устных указаний, например:

1.Сделайте глубокий, спокойный выдох. Короткий энергичный вдох, снова спокойный, ровный выдох. Казалось бы, мелочь. Но такой дыхательный настрой является ключом к вашим дальнейшим занятиям.

2.Дышите, используя диафрагму, а не легкие. Следите, чтобы ваши плечи не поднимались при вдохе. Попробуйте положить одну руку на плечо и одну руку на живот.

3.Дышите диафрагмой глубоко — почувствуйте, как живот и нижняя часть спины расширяются.

Выдохните и почувствуйте, как ваш живот вернулся в норму. Держите грудь поднятой — в том же положении, когда вы вдыхаете и выдыхаете.

Шипение

Это упражнение очень удобно выполнят под щелчки метронома. Вдохните на четыре удара метронома и выдохните с шипением на четыре удара. Повторите этот шаблон с небольшими изменениями:

Вдох- 6 ударов метронома, выдох — в течение 10 ударов метронома.

Вдох — в течение 6 ударов, выдох — в течение 12 ударов.

Вдох — в течение 2 ударов, выдох — в течение 12 ударов.

Вдох — в течение 4, выдох — в течение 16 ударов метронома.

Вдох — в течение 2, выдох — в течение 16 ударов метронома.

Вдох — в течение 4, выдох — в течение 20 ударов метронома.

Вдох — в течение 1, выдох — в течение 20 ударов метронома.

Выберите несколько из перечисленных шаблонов для каждого занятия хора и чередуйте их.

Рекомендация от автора статьи
Юрий Петрович
Учитель музыки, руководитель оркестра баянистов
Если вы работаете с детьми, используйте свое воображение, чтобы сделать это упражнение немного более увлекательным. Можно дышать по этим схемам при помощи соломинки для коктейля. Можно при таких упражнениях использовать блок флейты.

Цель этого упражнения — сконцентрироваться на своём дыхании и увеличить выносливость для пения более длинных фраз.

Эта вокальная разминка — отличный способ соединить дыхание с тоном.

1.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми.

2.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми, Фа.

3.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль.

4.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля.

5.Короткий вдох. На выдохе поём ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Это относительно короткие фразы (в зависимости от вашего темпа, я полагаю), поэтому они не должны быть слишком сложными для вашего хора.

Затем попробуйте спеть эти упражнения дважды на одном дыхании с тем же темпом, что и раньше. Получилось? Очень хорошо.

Следующее упражнение

1.Короткий вдох. На выдохе на ноте ДО поём: «Цин-а-Цин-а-За».

2.Короткий вдох. На выдохе на ноте РЕ поём: «Цин-а-Цин-а-За».

3.Короткий вдох. На выдохе на ноте МИ поём: «Цин-а-Цин-а-За».

Продолжаем это упражнение, поднимаясь по тонам гаммы, насколько это позволит диапазон вашего хора. Попробуйте выполнить это упражнение с такими фразами: «Цин-Цин-Зах, Зи-о-зи-о-Зи, Га-ва –ля — пе-ря».

Еще одно полезное упражнение

Вдох делаем со звуком «И». Выдох со звуками жи — щи, жи – ши.

Вдох делаем со звуком «И». Выдох с фразой «Тише мыши, кот на крыше».

Дыхательные упражнения для юных вокалистов: учимся играть с воздухом

Дыхание — это фундамент вокала. Для детей, которые только начинают погружаться в мир музыки, важно превратить обучение в игру. Ведь чем естественнее и веселее будут упражнения, тем быстрее ребенок освоит главный навык певца: умение управлять воздухом.

Почему дыхание так важно?
Голос — это «побочный эффект» воздушной струи, которая проходит через голосовые связки. Если дыхание поверхностное или прерывистое, звук теряет силу, а голос быстро устает. У детей дыхательная система еще формируется, поэтому важно научить их дышать не грудью, а диафрагмой — мышцей, которая помогает набирать воздух глубоко, как это делают взрослые вокалисты.

Правило №1: Осанка и расслабление
Перед началом упражнений убедитесь, что ребенок сидит или стоит прямо, но без напряжения. Плечи опущены, шея длинная, как у жирафа. Можно представить, что на макушке сидит воздушный шарик — так проще сохранить правильную позу.

Играем с дыханием: 5 упражнений для детей

1. «Свечка-непоседа»
Поставьте на стол свечу (или игрушечную). Предложите ребенку дуть на пламя так, чтобы оно наклонялось, но не гасло. Это учит контролировать силу и стабильность выдоха.

2. «Воздушный шарик»
Предложите ребенку представить, что его живот — это воздушный шарик. На вдохе «шарик» надувается (живот расширяется), на выдохе — сдувается. Повторяйте 5–7 раз. Это базовое упражнение для освоения диафрагмального дыхания.

3. «Поезд идет за горы»
Нарисуйте на листе бумаги «рельсы» и поставьте игрушечный поезд. Ребенок должен дуть на поезд так, чтобы он «ехал» по рельсам, не съезжая. Меняйте скорость: медленно (длинный выдох) и быстро (короткие порывы).

4. «Гусь-секретарь»
Научите ребенка шептать звук «ш-ш-ш» как можно дольше на одном выдохе. Предложите представить, что это гусь шипит на незнакомцев. У кого получится дольше? Засекайте время и хвалите за каждый прогресс.

5. «Музыкальные облака»
Нарисуйте в воздухе воображаемые облака. Ребенок должен «дуть» на них, произнося звуки «фу-у-у» или «с-с-с», как будто хочет отправить облака в путешествие. Меняйте высоту звука: низкие облака (низкий звук), высокие — писклявые.

Советы для родителей и педагогов:
— **Короткие сессии.** Детям до 10 лет хватит 5–7 минут дыхательной гимнастики в день.
— **Игра вместо скучных команд.** Вместо «дуй правильно» скажите: «Давай погоняем облака к солнышку!».
— **Фиксируйте успехи.** Например, отмечайте в календаре, сколько секунд ребенок шипел как гусь. Конкуренция с самим собой — лучшая мотивация.
— **Без фанатизма!** Если ребенок устал или капризничает — перенесите занятие. Дыхательные упражнения не терпят стресса.

Почему это работает?
Дыхательная гимнастика не только укрепляет голос, но и развивает концентрацию, учит слушать свое тело и чувствовать ритм. А главное — дети учатся получать удовольствие от процесса. Ведь вокал должен быть радостью, а не обязанностью!

P.S. И помните: даже будущие звезды начинали с того, что дули на бумажные кораблики в тазике. Всё гениальное — просто! 😊

.

1 комментарий

Галина 13.10.2022 - 17:50

создаём школьный хор. Очень трудно.

Ответить

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.