Главная » Гениальность в музыке

Гениальность в музыке

автор Юрий Петрович
186 просмотры

В 1950 году население земли составляло 2.5 млрд. человек. Популярную музыку слушали, ну допустим, 1 млрд. Исполнителей, соответственно, было меньше. Поле деятельности было огромным. Возможности при этом, были ограничены. В ряду между гением и посредственностью было не так уж много места. Поэтому все слушали, приблизительно одно и то же. Сейчас население больше 7 млрд.

Гениальность в музыке

Исполнителей — огромное множество, отчасти из-за того, что записывать музыку стало значительно проще. Гениев и сейчас хватает, но от гения до посредственности огромный промежуток, заполненный недогениями и полупосредственностями, поэтому стать легендой значительно труднее. Да и изобрести что-то новое в музыке почти не реально.

При этом, количество меломанов, скорее всего, не изменилось.

Куда исчезли легенды кино, музыки, искусства? Раньше был некий культ личности. Мировые кумиры были чем-то недосягаемым, они были героями. Сейчас же упростилось мировосприятие, все действительно стало доступнее. Кроме того, звёзды индустрии перестали казаться столь далекими. Появились фэйсбуки, твиттеры, инстаграммы, где все известные люди предстают перед нами, так сказать, без ореола славы, где каждому можно написать личное сообщение, где есть шанс получить ответ на твой забавный комментарий.

Исчез этот самый культ личности. Все легенды стали ближе к нам, зрителям, слушателям, читателям. Стали ближе и перестали быть легендами. Не знаю, хорошо это или плохо, но лично меня удручает тот факт, что ряды «гениев» культуры редеют. Да, на смену старым талантам приходят новые, но, во-первых, пропадает ощущение величия со стороны всемирно известных деятелей культуры. Вспомните, как все узнали о смерти Майкла Джексона. Российские девушки (и не только девушки, и не только российские) плакали, это было сильно, ушла легенда.

Если сейчас, прошу меня простить, умрёт кто-то жутко популярный, никто и слезинки не прольёт. Вернее, слез будет много. Но лишь в социальных сетях. И то, через неделю всё забудется. Я, конечно, преувеличиваю, остались ещё настоящие фанаты (в хорошем смысле этого слова), но суть вы, думаю, уловили. Талантливых людей действительно становится всё меньше. Киноиндустрия медленно умирает. Киты, титаны кино уходят, новые и независимые проекты выстреливают редко, новые «гении» появляются ещё реже. Раньше понятия элитарная и массовая культура нередко пересекались. Люди росли на чем-то возвышенном, величественном. Теперь массовая культура семимильными шагами берёт своё.

А культура элитарная практически полностью перекочевала в выставки непонятных картин, да в бананы, приклеенные скотчем к стене. Смысл в этом, наверняка, огромный, но раньше закон был простой: «Не важно, что хотел сказать автор, важно, что увидели зрители (читатели)». То есть, если красивые идеи доносились, то потребителя, создателя можно было считать мастером своего дела. Но я что-то «ушёл в степь». В общем, всё вышесказанное довольно субъективно, уверен, многие со мной не согласятся, кто-то увидит несправедливые наезды на новое поколение. Не претендую на истинность, просто высказал свои мысли. Легенды уходят, «их не догнать, уже не догнать».

Еще по теме  Жанры и формы народной инструментальной музыки

Современные поп-исполнители — сходящий с конвейера шоу-биза продукт массового производства, стандартизированный и унифицированный. Вот, собственно, и главное отличие: был уникальный штучный товар, стала безликая массовая штамповка.

У теперешних нет энтузиазма и харизмы! А «голая» техника и студийные «фокусы»- мёртвому припарка! И конечно, сказывается «любовь» современного шоу-бизнеса к рэпу — «музычке» кретинов и «гопников» с непомерным самомнением (на пустом месте)!

Все дело в таланте и исполнителе: когда слушаешь Beatles или Qween — наслаждаешься мелодикой и общей гармонией звучания, даже не понимая слов, и хочется через какое-то время снова прослушать ту или иную композицию. А когда тебе на уши вешают бузовскую или подобную ей стряпню, то уж извините, стараешься закрыть уши.

Доступ к коммуникационным каналам — это золотая жила прошлого века. Сегодня о многих звездах прошлого века мы бы и не знали, если бы они начинали карьеру в наше время.

Гении — это штучный, не массовый товар. Сегодня гении разбавлены и «забиты» миллионами (или уже миллиардами) дилетантов и УЖЕ НЕ СЛЫШНЫ! Они существуют, но они не слышны в этой всемирной какофонии звуков и песен! И второе. Тогда в 70-е шоу-бизнес только расправлял свои плечи. Сегодня — шоу-бизнес подмял под себя ВСЮ музыкальную индустрию, он диктует правила КТО будет «великим» музыкантом — например, сегодня — Джастин Бибер. И так далее…

Тогда была музыка. Вплоть до 1980-ого года. А сейчас, слушайте ваши «варианты» сколь угодно. Главное не спутайте с визгом трамвая на повороте… «Изобретать велосипед» с каждым годом всё сложнее. Что в музыке, что в кино, что в литературе. Вольно или невольно всё повторяется. Слушаешь, смотришь или читаешь, и рано или поздно понимаешь, что это уже было. А повтор, обычно, хуже оригинала. Оригинал, он и есть оригинал. Но, я не верю, что «Рок-н-Ролл мёртв» и, надеюсь на новые таланты.

Музыка тоже не резиновая, всего семь нот, так что потенциал «бессмертных» мелодий видимо исчерпан. Далее можно только повторять что уже было сыграно, но это ценится уже не так высоко.

Раньше музыканты, исполнители были амбициозны, играли прежде всего для себя, с серьёзным отношением к своему творчеству, были упорны и талантливы, а сейчас потакают слушателю и одно желание — бабла срубить, и попиариться.

Гениальность в музыке

Наверное, гении где-то есть. Однако следует помнить кое-что, прежде чем говорить о том, что их нет:

— Далеко не все гении при жизни были популярны. Половина — непоняты и гонимы. Кто знает, возможно, наши потомки откопают их музыку, и мир узнает о их существовании после смерти.

— Человек, рождённый с потенциалом (!) гения — крайне редок. А даже если родился, то не факт, что свою гениальность проявит в музыке. Это уменьшает вероятность услышать что-то воистину гениальное сразу на порядок.

— Интернет — средство демассификации культуры. Но люди не узнают гениев в первую очередь потому, что не ищут. Живя в своём «музыкальном пузыре», мы не рассматриваем другие жанры, наше поле зрения ограничено. А популярность артистов — не всегда показатель гениальности, кто бы что там ни думал.

Быть может вышеперечисленное связано с развитием музыки в целом, а она, как известно, имеет тенденцию к упрощению. Незамысловатые мелодии и тексты заполонили тот же интернет и в этой какофонии пробиться чему-то действительно достойному стало гораздо сложнее.

Еще по теме  Почему Ваш ребенок теряет интерес к занятиям музыкой?

Если тонким слоем размазать условного Майкла Джексона по всему информационно-музыкальному пространству — получим… ничего нового не получим, всё это размазанное уже имеем в интернете. Сейчас нет запроса на качественную человечную музыку! Мода, она такая штука, переменчивая…Красота нынче не в цене! Посмотрите, например, как сейчас одеваются люди: рваные джинсы, черепа на груди, кислотный цвет волос, изуродованное татухами тела, металлические кольца на лицах… Сейчас, к сожалению, мода на гранж, на стёб, на жесть и т.д. — то есть воспевается всё античеловеческое, всё не естественное и не гармоничное. Такая и музыка нынче — для обкуренных и необразованных гопников. Бабло идёт и ладно…

Настоящий художник (музыкант, писатель и т.д.) живет тем, что без творчества жить не может. Это его потребность. А сейчас потребность одна — мани. Вот отсюда и ноги растут. Если заметят талант, то сделают все, чтобы его «затоптать»(не буду перечислять «топтунов»).

Отсутствие музыки — не музыкального фона, а именно, музыки! — маркер серьезного культурного кризиса. Который наблюдается, помимо музыки и во всех остальных областях искусства. Мир утратил перец и соль…) Он стал однополярным и скучным. Монополярность — отсутствие напряжения. Пойдите, найдите в «братской могиле» стриминговых платформ, нечто мелодичное, концептуальное и самоценное… Вы измучитесь, приобретете изжогу и отрыжку. Да еще и проблема в том, что никто в музыкальном мире, не берет на себя смелость сказать, что нельзя начинать знакомство с музыкой с прикладных жанров… edm, rap и т.д. А именно с них детишки начинают свое знакомство с искусством. Все это — брошенная толпе серая кость, усугубляющая культурную пропасть между планктон-массой и «избранными», во всяком случае, считающими себя таковыми.

Несмотря на то, что отдельные группы или исполнители имеют на ютубе число подписчиков около и свыше миллиона, всё же получается, что эта известность не охватывает миллиарды, а является личными предпочтениями нескольких миллионов человек. Конечно, ни одна супергруппа 70-80-х годов не могла бы собрать на стадионе 200 тыс. человек, а эти популярные каналы на каждую новоявленную песню или кавер собирают сразу по 10 тыс. — 30 тыс. просмотров в день, но это всё равно получается ячейка своих фанатов. Свой «пузырь».

Еще по теме  Музыкальные течения и их влияние на современные жанры

Сегодня популярность более демократична к авторам и исполнителям. Им нужно обладать в большей мере харизмой, а не высокими техническими умениями и образованием. Я с интересом наблюдаю, как когда-то 14 летняя девочка Рейна дель Сид (Reina del Cid), начавшая вести свой канал с песенками собственного сочинения (свои стихи, бряцание на гитаре в духе фолка), стала заметной фигурой интернета, имея на сегодня 244 тыс. подписчиков. Главная фишка — регулярность выкладывания материала. Срабатывает эффект сериала. С точностью курьерского поезда, каждое воскресенье она выкладывает что-то новое. За сутки каждый новый её ролик смотрят свыше 45 тыс. человек, и свыше 3 тыс. оставляют лайки. Но вы, наверное, её не знаете — у вас свой «пузырь» интересов, и у вас есть свои заметные фигуры. И все они — не всеобщие.

Рок 60-х, 70-х — это прорыв, революция в мире музыки. Непаханое поле возможностей, бешеные урожаи плодородной земли. Всё открывалось впервые. От этого экстазировали сами музыканты и мы, их слушатели. Потом вдохновение кончилось, началось повторение пройденного, завуалированного под разные течения, а по сути плагиат, электронный «фотошоп». Это как в спорте, рекорды подошли к краю человеческих возможностей. 10 метров в длину прыгнуть невозможно. Пресыщенному обществу нужны уже извращения, типа Моргенштерна. Слава Богу, живы ещё старые курилки, типа меня, которые получают наслаждение от Led Zeppelin, Deep Purple, Rainbow, Nazareth и других.

По той же причине, по которой сегодняшние дети не ловят рыбу (много других развлечений). Это для нас в 70-х катушечные магнитофоны и бобины с записями были смыслом жизни, а для наших детей, и уж тем более внуков, музыка лишь часть их бытия (зачёркнуто) досуга. Так что дело не в наличии/отсутствии популярных групп, а в том, что поп-музыка (и в частности рок) давно перестала быть властителем умов молодёжи.

Времена меняются и тенденции тоже. Тогда в 60-е музыка была явлением ещё и социального порядка, социальным протестом нового поколения, и потому имела такое значение. Сегодня музыка всего лишь музыка, не более.  Деньги всё упростили — зачем корячиться, что-то придумывать, развиваться…

Раньше музыку делали музыканты, сейчас её делают продюсеры. И чем крупнее артист, тем больше продюсеров создают его хиты. Нечто собранное из конструктора лего заведомо будет менее художественно ценным, чем написанная рукой гения картина. Каким бы при этом сложным и огромным не был собранный из конструктора предмет.

Популярная музыка перестала нуждаться в гении, вместо одного гения над песней сейчас работает сто посредственностей. Поэтому музыка Рианны ничем принципиально не отличается от музыки Арианы Гранде. Есть замечательная шутка (и, увы, не шутка совсем), мол, музыка была лучше, когда её разрешали делать некрасивым людям.

 

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.