Статьи        18 ноября 2016        351         2 комментария

Игровые движения начинающих музыкантов

Как осуществляется игровое движение, какова его специфика, в чем его отличие от движения используемого в быту или тренированного движения спортсмена? Эти вопросы необходимо выяснить как для познания процесса игры в целом, так и для наиболее эффективного управления всеми его сторонами в практике.
Из физиологии и психологии известно довольно многое о различных сторонах процесса организации движения вообще. Мы знаем, что все произвольные двигательные акты совершаются при участии сознания, что рефлекторная природа таких движений была обоснована И.Сеченовым.screenshot_8Прежде, чем перейти к рассмотрению специфики игрового движения, скажем несколько слов о физиолого-психологическом механизме, обеспечивающем движение вообще. Двигательный аппарат человека включает суставы, мышцы, двигательные нервные пути, чувствующие нервные окончания, также подходящие к мышцам, отделы двигательной нервной системы, управляющие движением.
В работе участвуют в  той или иной степени и сигналы, которые поступают от зрительного, слухового, вестибулярного аппаратов, рецепторов кожи и некоторых внутренних органов.

Движение в обыденном значении можно разделить на две относительно независимые сферы, управление которыми совершается различно, — непроизвольные и произвольные движения. В отличие от произвольных, для которых характерно четкое целеполагание, сознательное управление, непроизвольные движения(двигательные автоматы) — это унаследованные комплексы, жестко зафиксированные в структурах спинного мозга. Они не всегда подконтрольны сознанию. К ним относятся защитные и ориентировочные(нам особенно интересны хватательные) рефлексы — отдергивание рук, закрывание кистями рук лица и туловища при угрозе, падении, мигание и т. д., то есть рефлексы на внешнее раздражение и рефлексы, вызываемые внутренней — мышечной — рецепцией: автоматическая координация рук, одновременность движений рук и ног, рефлекс на растяжение, рефлекс ритмического движения, в частности дрожание, поддержание рефлекторного тонуса.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Если защитные рефлексы и ориентировочные движения в направлении звукового раздражителя не находят применения в скрипичной игре, то ориентировочный хватательный рефлекс, а также рефлексы слежения глазами за движущимся предметом (в частности смычком) с игровым движением в той или иной степени связаны, хотя и не определяют его. Это относится и к безусловным рефлексам, связанным с мышечной рецепцией.screenshot_9Рассмотрим главные непроизвольные движения. Важное значение в игре имеет рефлекторный тонус мышц, вызываемый автоматически поступающими с ним, постоянными слабыми нервными импульсами. Этот тонус обеспечивает различные позы тела (активная роль), а также выполняет специфическую функцию тормоза пассивных движений. Можно пояснить это примером: если поднять под локоть руку ученика, висящую расслабленно, вперед до уровня плеча, а затем, подержав немного, неожиданно для него опустить, то рука не падает свободно, опускается замедленно, а порой и повисает в воздухе. Это связано с тем, что пассивно сокращающиеся во время подъема руки мышцы активно сохраняют свое состояние (это — одна из закономерностей безусловно-рефлекторного движения, с которой необходимо считаться). Рефлекторный тонус, таким образом, весьма пластичен, мышцы, участвующие в нем, способны к длительному поддержанию определенной позы, а также способны пассивно сопротивляться внезапному изменению состояния мышц (направлению движения).

Без выработки способности произвольно расслаблять эти мышцы управление координированными движениями может быть затруднено. В то же время поддержание тонуса очень важно при игре в постановочных моментах.

Рефлекс на растяжение обратен предыдущему пассивному рефлексу к сохранению сокращения. Растянутая мышца рефлекторно стремится сократиться до естественной длинны. Здесь действуют не только упругие силы, присущие самой мышце, но и ее активное движение в обратном направлении. Этот рефлекс проявляется, однако, только при быстром растяжении мышцы (при медленном возникает уже известное нам остаточное торможение обратного процесса). Еще одна закономерность эффекта на растяжение — более медленное растяжение дает большую растяжимость мышц, чем быстрое, особенно если некоторое время фиксировать мышцы в конечной фазе растяжения. При этом мышца не остается перенапряженной, как во время предельного растягивания при быстром движении. Этот эффект, к примеру, проявляется при энергичном исполнении пунктирного штриха. Существует естественный механизм ритмических автоматических движений — они представляют ритмическое непроизвольное чередование фаз сгибания и разгибания. Рефлекс проявляется при напряжении мышц, нервном волнении (дрожание). У баянистов он обнаруживается на сцене в дрожании рук, а также ног. В игровых движениях он участвует в качестве одного из основных элементов при staccato, в процессе vibrato, при исполнении трелей. Однако все игровые действия используют данный механизм не изолированно. Они возникают как автоматическая реакция на острое ощущение по отношению к первичному импульсу падающего пальца. Но такое движение, такая трель не подчиняется сознательному художественному намерению.

Ещё по теме

Обсуждение: 2 комментария
  1. Алиса:

    Здравствуйте! Я на вашем сайте частый гость. Очень много полезного материала не только для школьных учителей музыки, но и для педагогов музыкальных школ и других образовательных организаций. Полностью соглашаюсь с вами в том, что преподавать сегодня музыкальные дисциплины невероятно сложно. Волосы дыбом становятся от нововведений спускаемых на школы сверху. Такое ощущение, что кто-то издевается над нами, придумывает всевозможные бюрократические козни. В конечном итоге все это отражается на детях, на их отношению музыке. Еще несколько лет назад в нашей музыкальной школе обучалось сорок детей в классе баяна, причем, занимались с желанием,показывали прекрасные результаты. Сегодня у нас восемь баянистов и перспектив не видится никаких. Смотрю на ваших ребятишек и завидую. Столько много детей! И это в небольшом селе! Поделитесь пожалуйста,как вам удается набирать в свои группы и ансамбли детей, а главное — как вы их удерживаете в коллективах продолжительное время? Спасибо.

    Ответить
    1. Юрий:

      Здравствуйте! Спасибо за отзыв. Вы совершенно правы. Обучать детей музыке в существующих реалиях весьма и весьма непросто. Деструктивные силы все более поражают и образование в целом и музыкальные направления в образовании в частности. Последним достается больше всего. Жалко, больно, обидно как на наших глазах рушится некогда мощная структура музыкального образования в школе, как покидают образование прекрасные педагоги-музыканты, устав бороться с тупоголовостью чиновников всех уровней, как приходит в упадок материальная база музыкальных школ и школ искусств. А самое обидное, что теряют интерес к инструментальному искусству дети. А вывод прост — в недалеком будущем у нас будет меньше(значительно) хороших музыкантов. И это печально.

      Вы спрашиваете: как я удерживаю детей в ансамблях? Сложно. Здесь нужно учитывать, что выбора(отбора) у меня практически нет никакого. Село относительно небольшое, дети с различными музыкальными данными. С малышами проще. Они с удовольствием тянут баяны и гармошки. А вот у подростков уже начинаются психологические «ломки». Они, естественно, задают себе вопросы: А зачем мне это? А пригодится ли мне это в жизни? Некоторые бросают музыку, избрав для себя другие приоритеты — компьютерные игры, блуждание по деревне по темным закоулкам в компаниях себе подобных и т.д. Кроме того, детям надоедает вариться в собственном соку, без выступлений на фестивалях и конкурсах, которых становится все меньше и меньше. Одним словом, сложно. Очень сложно.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта