Главная » Исполнительские типы общения в народном пении

Исполнительские типы общения в народном пении

автор Юрий Петрович
505 просмотры

По мере того как фольклор из практической необходимости все больше переходил в эстетическую потребность, возрастала роль исполнителя народных песен. Музыка, поначалу существовавшая как обыденная речь, как язык, позднее начинает «твориться в плане художественного мышления». Слияние в одном лице исполнителя и творца – характерная черта народного творчества.

Большое разнообразие фольклорных жанров обычно группируют в пять основных исполнительских типов общения:

1.Самообщение – одиночное пение «для себя».
2.Сказительский тип предполагающий зрителей и слушателей.
3.Игровой тип, включающий обрядовое и танцевально-хороводное  общение вне аудитории.
4.Артельный тип – ансамблевое и хоровое, включая солиста с хором.
5.Соревновательный тип, предполагающий зрителей и живой отклик аудитории.

Все указанные типы исполнительского общения по сути своей полифункциональны. Моменты художественного и вне художественного в них тесно переплетены.Исполнительские типы общения в народном пенииНо само общение протекает всегда тонусно экспрессивно (хотя степень экспрессии в разных ситуациях различна как по характеру, так и по интенсивности). Пение в этом общении предстает и средством выражения тонуса, и процессом специфической (тонусной) деятельности, облеченной в смысловую(многозначимую) форму, в том числе художественную.

Содержание и роль художественного общения изменялись на протяжении многовековой истории фольклора. Если для древнего человека значимым был способ исполнения, а не сама песня, то со временем эстетическая значимость результата пения увеличивалась и крепла, как усиливалась и сама эстетическая составляющая процесса исполнения, возрастала роль певцов.

На материале анализа интерпретации лирических песен выделено четыре типа певцов и певческих стилей. К первому типу относятся «замкнутые» певческие ансамбли, состоящие обычно из членов одной семьи или спевшихся близких соседей, которые виртуозно владеют местными общинными стилями мелодических, многоголосных распевов.

Ко второму, более распространенному типу принадлежат исполнители, сочетающие индивидуализированные виртуозные распевы с общинным, обиходным пением смешанных(реже женских) «незамкнутых» певческих составов.

Еще по теме  Художественное исполнение школьной песни

Третий, самый распространенный тип представляют однородные женские ансамбли, хорошо владеющие местными общинными стилями исполнения протяжных песен.

К четвертому, почти не сохранившемуся типу относят индивидуализированное мужское пение одиночное и «замкнутое» ансамблевое.

Таким образом, можно сделать вывод, что фольклорно-исполнительское общение – это творящее общение, и фольклор является социально-художественным, подвижным организмом. Его коммуникативность реализуется, в частности, в процессе музыкально-содержательного общения.

Исполнительское общение всегда эмоционально окрашено благодаря темпераменту и настроению певцов, выбору ими конкретной песни и ее месту в ряду других, характеру ситуации исполнения, особенностям размещения исполнителей в пространстве во время пения (и даже времени суток) и других, казалось бы чисто внешних, незначительных факторов, однако реально участвующих в создании эмоционального тонуса процесса пения.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.