Главная » Об использовании фольклора в раннем музыкальном воспитании

Об использовании фольклора в раннем музыкальном воспитании

автор Юрий Петрович
9 просмотры

Обращаясь к понятию культуры — культуры личности, необходимо одновременно обратить внимание на некоторые особенности освоения человеком музыкального языка и значимость роли детского возраста в формировании основ личной культуры человека. Рассмотрение музыкального языка как семиотической (знаковой) системы, ставит ее в один ряд с другими знаковыми системами (например, с вербальной). А это допускает и подобные механизмы их освоения. Как речь, так и музыкальный язык, развиваются в детстве достаточно рано и интуитивно, сразу как система в единстве трех основных слагаемых: семантики, лексики и грамматики. При восприятии лицом достаточном количестве одно стилевых музыкальных образцов формируется ощущение стиля.Об использовании фольклора в раннем музыкальном воспитанииИменно наличие этого чувства К. Кирнарская предлагает считать показателем развития музыкальности человека. Связано это с тем, что понимание стилистики конкретного музыкального пласта требует подсознательного понимания ладового, мелодического, ритмического строения этих образцов и свидетельствует об определенном уровне развития музыкального слуха, музыкально-ритмического чувства, музыкального мышления, музыкальной памяти – тех музыкальных способностей, которые большинством исследователей связываются с понятием «музыкальность».

Накопление музыкальных впечатлений позволяет формировать у дошкольников «музыкально-интонационный словарь» (термин Б. Асафьева) и интонационный опыт, который должен стать результатом знакомства с высокохудожественным и разнообразным по стилям музыкальным репертуаром.

Неоднократно воспринятые музыкальные интонации становятся всё более привычными для слуха ребенка, узнаваемыми, распознаваемыми, что в свою очередь свидетельствует о подсознательном познании маленьким слушателем лексических и структурных закономерностей определенного слоя музыкальной культуры. А распознавание знакомых интонаций, мелодий и произведений вызывает у человека положительные эмоции. Возникновение таких эмоций и интереса к музыке, закономерности которой в определенной степени уже известны слушателю, связанно с взаимодействием кратковременной и долговременной памяти.Об использовании фольклора в раннем музыкальном воспитанииЭмоционально положительное отношение слушателя вызывает музыка, информация о которой в том или ином виде уже существует в его долговременной памяти. Поэтому нельзя удивляться невосприимчивости взрослого слушателя, находящегося в отношении языка определенных музыкальных стилей (фольклора, классики и др.) в положении «маугли», которому уже очень сложно, а иногда и невозможно овладеть своеобразным «языком» музыкального стиля или эпохи. В связи с этим репертуар, используемый в процессе музыкального воспитания дошкольников, имеет принципиальное значение для дальнейшего музыкального развития ребенка, формирования основ его музыкальной культуры.

Фольклор является тем универсальным материалом, который отвечает требованиям художественности и доступности, — азбукой национального музыкального языка. Недаром фольклорный репертуар лежал в основе известных систем музыкального воспитания, разработанных Карлом Орфом.

Еще по теме  Подросток на уроке музыки

Безусловно, в процессе присоединения дошкольников к национальному музыкального фольклору формируются компоненты музыкальной культуры, образуется внутренняя, не обязательно осознанная, система правил, которая их связывает. В момент восприятия незнакомой музыки активизируется понятия и ощущения, составляющие своеобразный комплекс наиболее характерных для национальной культуры музыкальных интонаций, своеобразных «эталонов» национальной музыкальной речи, многие из которых присутствуют и в современной письменной музыкальной культуре, что позволяет облегчить слушателю восприятие не только фольклорных произведений, но и музыки русских композиторов.

Музыкальный фольклор имеет свои специфические возможности в формировании отдельных компонентов музыкальной культуры ребенка, которые должны учитываться при определении содержания работы по присоединению дошкольников к музыкальному фольклору ради наиболее полного использования всех возможностей этого вида искусства в музыкальном развитии ребенка.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.