Научно-технический прогресс дал музыкантам и музыкальным педагогам поистине универсальные инструменты для работы и творчества: компьютеры, синтезаторы, цифровые музыкальные инструменты, мощную и качественную звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру.
Перечисленная техника позволила нам «осовременить» урок музыки в школе, сделать его красочней, наглядней, убедительней, а в еще большей степени познавательней.
И как-то незаметно и естественно дети стали больше петь под фонограммы и профессиональные минусовки. Модно. Современно. Скромно, без особого сопротивления и претензий отошла на второй план живая музыка. «Караоке» нагло потеснило фортепиано и баян. И вот уже выросло поколение певцов под караоке, поющих в большинстве случаев рядом с мелодией и мимо тональности, ориентируясь лишь на низкие частоты бас-гитары и ударных. Больно слышать как некоторые учителя музыки и организаторы детского досуга понуждают подростков с ломающимися голосами петь под профессиональную минусовку, скачанную в интернете. Ясно, что такое пение – пародия на пародию.
Во многих школах учителями музыки работают люди без специального музыкального образования, не владеющие музыкальными инструментами, а, порою, не знающие даже элементарной теории музыки. Урок у них строится из пения песен под караоке, слушания классики в цифровом формате и изучения творчества великих композиторов. Как видим, места вокальной работе в таком методе проведения уроков музыки не осталось. А это значит, что дети не научатся петь, не разовьют свои вокальные данные и никогда не почувствуют всю прелесть, неповторимость живой музыки.
Научиться петь можно только при четко отлаженной систематичной, постоянной работе с голосом, с музыкально-слуховым аппаратом, с чувством ритма.
Основа любой песни – мелодия, которую певец должен воспроизвести своим голосом без искажения. Отсюда следует, что мелодия должна быть разучена. Так называемые «минусовки» — аккомпанемент, предполагающий, что поющий твердо знает мелодию и легко может ее воспроизвести. Сегодня в интернете можно найти минусовки на любой вкус. Многие из них бесспорно – произведения искусства, шедевры аранжировки, сделанные талантливо, грамотно, профессионально, с использованием всех мощных средств современной звуковой кухни. Но все это – аккомпанемент, т.е. сопровождение. Возникает вопрос: может ли спеть песню ученик с обычными музыкальными данными, если он не слышал ее в оригинале? Большинству эта задача будет не по силам.
Ребенок, не знающий твердо мелодию, пытается судорожно, на ходу отыскать верные ноты, нужную интонацию. Его голос виляет туда-сюда, от неуверенности появляется нездоровое волнение, в результате этого пение для школьника превращается в пытку.
Уважаемые коллеги! Будьте внимательны с пением ваших воспитанников под минусовки. Ребенку нужен эталон мелодии, то, от чего он будет строить звуковысотную линию своего исполнения.Я вовсе не против использования современных технологий на уроках музыки. Более того, я давно уже подключил к учебному процессу компьютер, синтезатор, проектор, караоке – центр и т.д. Естественно использую в своей работе и минусовки. Но начинаю я работать с фонограммой лишь после того, как разучиваю песню с детьми под инструмент со всеми детальными проработками. Кроме того, я пишу минусовки сам под конкретные голоса, и потому у меня нет проблем с тональностью и интонированием. Дети выходят петь под фонограмму, четко зная мелодию песни. Любые аранжировочные навороты в аккомпанементе им не помеха.