Статьи        04 июня 2013        3714         Комментариев нет

Постановка рук баяниста

Когда говорится о технике игры на баяне, то подразумеваются умения, навыки, приемы игры, помощью которых инструменталист выдает необходимый художественный, звуковой результат.

Техника игры на баяне концентрирует в себе все, чем необходимо обладать баянисту, задачей которого является художественное исполнение произведения.

Игра практически на любом инструменте имеет определенные трудности, баян не составляет исключение.

Вот с какими проблемами в освоении инструмента учениками сталкиваются обычно преподаватели: постановка рук, ослабленный контроль слуха, распыленное внимание, неряшливость, недисциплинированность и т.д.

Для детей, начинающих обучение игре на баяне, большой проблемой становится приспосабливание к инструменту. Бывает, месяцы проходят в этом поиске организмом удобного, а главное правильного положения. И здесь ученику приходится в основном самостоятельно порешать дилемму: «удобно – не всегда правильно, а правильно – не всегда удобно». Вот в этой статье можно подробней познакомиться с посадкой начинающего баяниста

Освоение инструмента невозможно без верного взаимодействия учащегося и инструмента. От того насколько оптимальной будет посадка и установка инструмента, во многом будет зависеть успешное продвижение вперед. В процессе регулярных занятий каждый ученик вырабатывает свою (сугубо индивидуальную) посадку и положение инструмента. Существуют, конечно, общие обязательные правила посадки. Но они – общие. Руководителю нужно помнить о том, что у каждого ученика свое ощущение инструмента, своя моторика, своя координация.

P1000558

Со временем, конечно, каждый ребенок находит свою индивидуальную посадку и положение инструмента. Но мне кажется, что не стоит зацикливаться на правильной посадке с первых занятий. Мне приходилось встречать педагогов по баяну, которые из занятия в занятие долдонили детям о правильности посадки. Да никогда ребенок на первых занятиях не сядет правильно. Пусть он сам поищет удобное для него положение, пусть путем проб приспособит к себе баян.

И более подробно мне хотелось бы остановиться на постановке рук. Что вообще означает «постановка рук». Обычно под этим термином понимают действия рук, изменение их положений во время игры. Любое действие баяниста требует напряжения определенных мышц, те приложения определенных физических усилий. Рука должна непринужденно двигаться по клавиатуре инструмента, без всяких зажимов и выворачиваний кисти. Пальцы при этом также свободно и непринужденно должны ложиться на необходимые кнопки для выполнения назначенных исполнительских задач.

P1000550

Добиться этого непросто. Все это происходит в течение определенного времени (для каждого ученика по разному). Сигнал о правильной постановке рук ученик получает в виде удовольствия от игры, в виде осознания, что инструмент слушается, легко подчинятся физическим командам. Свобода рук вырабатывается на ощущениях ученика, на полном контроле над  действиями предплечий, кисти, пальцев. Без всего этого появится зажатость  мышечного аппарата рук, что чревато серьезными последствиями.

Здесь самое время сказать о гимнастике для пальцев, о специальных упражнений на координацию движений. Эти элементы обязательно необходимо включать в индивидуальную работу с учениками.

 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта