Главная » Рабочая образовательная программа по баяну

Рабочая образовательная программа по баяну

автор Юрий Петрович
122 просмотры

Рабочая образовательная программа по баяну для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа «Специальность: баян, аккордеон (готов-выборные)» составлена для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» на основе федеральных государственных требований.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по специальности баян, аккордеон и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Фото1770
Данная программа составлена с учётом опыта передовых музыкантов нашего времени, таких как И. Пуриц, Ф. Липс, З. Алёшиной, Г. Шахова, В. Семёнова, В. Брызгалина и т.д. и все программные требования разработаны с учётом соблюдения дидактического принципа «последовательности и доступности» в обучении и усвоении учебного материала.
Программа может служить и методическим пособием, как для начинающих преподавателей, так и для преподавателей с большим стажем работы и являться ориентиром для единых требований работы народного отдела в Детской школе искусств по данной программе обучения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА, ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ.

Уроки специальности предполагают индивидуальные занятия с учащимся, на которых они приобретают:
знания, умения и навыки игры на баяне, аккордеоне, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.
Значимость занятий по специальности заключается в:
овладении учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;
приобретении учащимися опыта творческой деятельности.
художественном образовании, эстетическом воспитании и духовно-нравственном развитии детей;
выявлении одарённых детей в раннем возрасте.
НОВИЗНА данной рабочей образовательной программы состоит в том, что она:
разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе;
учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
  • приобретение детьми умений и навыков сольного исполнительства;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в том, что она:
обеспечивает преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
отвечает:
целостности, т.е. внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана с такими предметами как  «Ансамбль», «Оркестровый класс», «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература»  и т.д.;
преемственности, т.е. обеспечения преемственности программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
перспективности, т.е. наличии резервов, гибкости образовательной программы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон); обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.
ЗАДАЧИ:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Развивающие задачи:
развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);
развивать способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным;
развитие творческих способностей;
развитие артистических способностей;
развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления.
Обучающие задачи:
приобретение начальных профессиональных исполнительских навыков игры на инструменте;
приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;
приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;
приобретение навыков самостоятельной работы над произведением;
овладение основами аккомпанемента.
Воспитательные задачи:
воспитание культуры личности;
эстетическое и нравственное воспитание учащихся;
воспитание трудолюбия, чувство товарищества, чувство личной ответственности;
формирование патриотизма на основе репертуара.
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Срок освоения программы  для детей, поступивших в  I класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Условия приема детей, система набора:
при приеме детей на обучение проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на инструменте.
Режим занятий:
организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебными планами и расписанием занятий;
продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели;
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
каникулы:

  • предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель;
  • в первом классе для обучающихся со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы;
  • летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения;
  • осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;
Еще по теме  Детские инструментальные коллективы

периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.
Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию и сдавшим выпускной экзамен по специальности выдаётся заверенное печатью Учреждения свидетельство об освоении данной программы по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
обеспечение комфортной развивающей образовательной среды;
соответствие учащегося возрастному цензу и освоение программы не менее 8 лет;
желание учащегося обучатся по специальности баян, аккордеон;
здоровье и уравновешенное состояние учащегося;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
умение преподавателя работать с профессионально-ориентируемыми учащимися;
внимание и помощь со стороны родителей;
качественные инструменты в соответствии с физическими данными.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ программы:
минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;
обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики:
обогащён педагогический репертуар: представлен перечень музыкальных произведений по классам, а также произведений, рекомендованных  для исполнения в течение учебного года на академических концертах, перечень конкурсных произведений, а также произведения, выразительно представляющие образный мир ребенка;
список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся;
предполагает творческий подход преподавателя к задаче развития индивидуальных способностей ученика;
выявляет и развивает одаренных детей в области музыкального искусства.
ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:
организацию творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.) и участия в них;
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей культурно-регионального компонента.
ОСНОВНОЙ  ФОРМОЙ  учебной и воспитательной работы в классе специальности является: урок (с теоретической и практической частями); подготовка к конкурсам, концертам; концертные выступления; участие в конкурсах; посещение и обсуждение концертов и др.
ЗАНЯТИЯ МОГУТ ПРОВОДИТЬСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ФОРМАХ: беседы; рассказа; практического занятия; игры; репетиции; самостоятельной работы; защиты творческих работ (рефераты, сообщения, презентации); конкурсов (среди учащихся класса, учащихся других классов и т.д.); творческих встреч; концертов; фестивалей; консультаций; мастер-классов и др.
Одним из факторов постепенного и глубокого освоения учащимися приемов и навыков игры на инструменте являются следующие ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: индивидуальная; ансамблевая (с преподавателем).
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНАТИЙ:
Словесные методы обучения: устное изложение изучаемого материала; беседа с учащимся; рассказ; анализ (нотного текста, формы, стиля, структуры музыкального произведения и т.д.).
Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов; посещение концертов; прослушивание музыкальных произведений; показ, исполнение преподавателем; наблюдение, сравнение и т.д.
Практические методы обучения: практическая работа; самостоятельная работа; тренировочные упражнения (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, виды туше, штриховые упражнения, динамические упражнения и т.д.); техническая работа над пьесами.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖИТ УРОВЕНЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
объяснительно-иллюстративные методы обучения;
репродуктивные методы обучения;
частично-поисковые (эвристические) методы обучения;
исследовательские методы обучения и другие.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. В образовательном процессе используются образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования и ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности. Применяются следующие педагогические образовательные технологии:
классно-урочная технология;
игровая технология (дидактическая игра);
технология проблемного обучения;
технология перспективно-опережающего обучения;
технология критического мышления;
исследовательская технология;
информационная технология;
педагогика сотрудничества и другие.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: 
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности баяна, аккордеона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание репертуара для баяна, аккордеона, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей баяна, аккордеона;
знание профессиональной терминологии;
умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
участие в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня;
успешное прохождение итоговой аттестации.
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. В конце каждой учебной четверти учащимся выставляются оценки по 5-ти бальной системе.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемостипроводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет – это оценка работы на уроке, могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Промежуточная аттестация проводится:
в рамках промежуточной аттестации на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет;
в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов, которые могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация по специальности проводится в форме выпускного экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК рассчитаны на дифференцированный подход в работе с учащимися, что даёт право оценивать одинаковым баллом детей с разным уровнем владения музыкальным инструментом и объяснять существование такого понятия как «Индивидуальная оценка учащегося».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
учебные аудитории для мелкогрупповых и индивидуальных занятий,  с хорошей освещённостью и проветриванием;
технические средства (грамзапись, фонозапись, радио, телевидение, кино);
необходимое количество качественных инструментов (готово-выборные баяны, аккордеоны);
пульты;
стулья в соответствии  с ростом обучающегося;
концертный зал со звукотехническим оборудованием:
библиотека с соответствующим нотным, научно-методическим фондом, словарями и т.д.;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку).
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:
учебники (основные, дополнительные);
нотные издания;
хрестоматии;
партитуры;
клавиры;
конспекты лекций;
официальные и справочно-библиографические издания;
аудио и видеоматериалы;
электронные издания;
мультимедийные ресурсы;
образовательные ресурсы сети Интернет.
Методические средства обучения:
дидактические материалы;
демонстрационные материалы;
наглядные пособия (таблицы, плакаты и т.д.);
информационные материалы к видео и аудио записям.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Преподаватель, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Непрерывность профессионального развития преподавателя должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.