Сегодня мы разучиваем на баяне русскую народную песню «Как под горкой, под горой».
Прежде, чем приступить к разучиванию пьесы « Как под горкой, под горой», проанализируйте ее без инструмента. Пьеса играется в первой октаве. Первая октава показана на схеме. Наверху картинки дана нотная запись пьесы, в средней части нотная запись основных звуков, внизу – расположение нот на правой клавиатуре.
Сегодня мы ведем речь только о правой стороне. Мысленно перенесите нотную запись на клавиатуру баяна. Проделав такие мысленные манипуляции несколько раз, можно перейти к работе с инструментом. В нотной записи верхний нотный стан соответствует правой клавиатуре, нижний — левой стороне. Разучиваем пьесу по тактам.
В первом такте мы видим четыре четвертных нотки – «до,до,ре,ре». Длительность нот одинакова. Очень медленно, но при этом очень ровно проигрываем эту последовательность нот. Кнопки «до» нажимаем вторым пальцем, нотки «ре» — четвертым. Первый (большой палец) находится под грифом клавиатуры. Соблюдение пальцовки(аппликатуры) обязательно.
Проигрывает первый такт несколько раз, понемногу увеличивая темп. Не сложно? Тогда переходим ко второму такту. Смотрим в нотную запись. Во втором такте расположены ноты «ми-ми-фа». Ноты «ми» — четвертные, нота «фа» — половинная. Половинная нота в два раза длиннее, чем четвертная.
Кнопку «ми» нажимаем третьим пальцем, ноту «фа» — четвертым. Проработав отдельно второй такт, соединяем его со вторым. Внимательно следим за ровностью звуков и длительностями нот. Два первых такта играются на разжим меха.
Третий такт. Ноты «ми-ми,ре-ре». По длительности – четвертные. Работаем по такой же схеме, как с предыдущими тактами. Аппликатура: «ми» – 3 палец, «ре» — четвертый палец.
Четвертый такт. Ноты «до-до-до». Две первые ноты – четвертные, третья нота «до» — половинная (в два раза длиннее четвертной).
Третий и четвертый такты играем на сжим. Проигрывая разученные четыре такта, постарайтесь распределять воздух в меховых камерах таким образом, чтобы его хватало на разжим и сжим.
При переходе от разжима к сжиму не дергайте мех, не разрывайте мелодию. Добейтесь игры первых четырех тактов без остановок. Мех при игре должен двигаться ровно. Проигрывайте разученный материал до полной свободы игры.
В пятом такте расположены ноты «ми – ре». По длительности половинные. Аппликатура: «ми» — третий палец, «ре» — четвертый. Пятый такт начинается с разжима.
Аналогичным образом разучиваем остальные такты пьесы, последовательно присоединяя их к ранее разученному материалу. Аппликатура и знаки разжима и сжима указаны в нотной записи.
После проработки всех тактов играйте пьеску полностью. Если хватит усердия – заучите ее наизусть.
По всем вопросам урока обращайтесь через форму обратной связи или комментарии.
Учим пьесу "Как под горкой, под горой"
предыдущий пост