Сегодня большая редкость, когда ребенок поет в хоре. Для большинства это — пережитки прошлого, когда всех учили быть как все: ходить строем, одеваться одинаково, учить речёвки, петь хором. Современная же молодежь стремится быть в центре внимания и во всем выделяться: от эпатажного образа к неординарному хобби.
А если все же речь идет о вокальном развитии, то в мечтах только эстрадная карьера и опять-таки со своим собственным стилем. Начинала я с маленькой группы, которая быстро расширялась. За счет чего? Скажу по секрету: командно-административный ресурс. Под видом и предлогом предстоящих праздников, концертов и юбилеев на репетиции направлялись в обязательном порядке практически все классы школы. Так появились младший и средний хор, создалась база для перехода в различные возрастные группы: не набирать, а готовить себе хористов — много значит.
Воспитываясь вместе с маленького возраста, они очень преданы коллективу, живут его жизнью, несмотря на то, что в будущем они перегружены школой, учебой, семьей — время для занятий находят всегда.Безусловно, секрет и в самом репертуаре. Если мы не находим в классическом варианте то, что ищем, мы создаем его сами. В нашем репертуаре и современные детские песни, что помогает расширять детский кругозор и воспитывать музыкальность, и эстрада, и классика, и фольклор, и дуэты, и квартеты. При хоровом коллективе существует фольклорная группа, в репертуаре которой — народные русские песни с элементами танца в сопровождении народных инструментов.
Мы используем детские способности так, что получается шоу. У нас нет статичности, программы яркие, насыщенные. Когда новые люди попадают на наши концерты, они немного смущены такой многоплановостью. И за пять наш репертуар ни разу не повторился. Мы делаем ставку и на атмосферу — она у нас теплая, семейная, душевная. Детям здесь комфортно. Вот почему, несмотря на то, что сегодня детей заинтересовать чем-то очень трудно, наши ряды пополняются. Да и мы, чувствуя детскую энергию, не имеем права стареть и стоять на месте.Если говорить в общем о регионе, то, к сожалению, сегодня хоровое пение не очень популярно. А ведь были у нас огромные певческие поля и звучали хоровые коллективы тысячи по две хористов! Это была хоровая культура.
Трудно удерживать детей в хоре, огромные усилия требуются. А начинаются эти усилия с самого сложного — мотивировать ребенка петь именно в хоре, объяснить, что, даже стоя у кого за спиной, можно быть на виду. Ведь аудитория может любить творчество коллектива, даже не зная имен всех его участников, и, объединяя голоса разной силы и тембра, музыка приобретает объем, гармоничность. Но словами объяснять это ребенку — напрасная трата времени: он все равно этого не поймет, — лучше дать ему почувствовать это. Родителям же я объясняю, что любому артисту, который планирует карьеру на эстраде, все равно необходимо пройти академическую школу пения. Такая школа — значительная помощь и для поступления и обучения в музыкальной школе. Пройдешь эту ступень, научишься владеть голосом — иди на эстраду.И действительно почти все ученики воспринимают хор как ступень на эстраду. Чтобы ребенка заинтересовать хором, достаточно хоть раз взять его на репетицию. В нашем хоре большинство новичков — те, кто попал на наш концерт. Он разбивает все стереотипы о хоре, среди которых самый главный — что в нем теряется индивидуальность. В хоре каждый знает свое место, знает, что только он может спеть свою партию так, как поет он. Хоровые коллективы, которые были когда-то давно, и наш — разные вещи. У нас не один солист, как было когда-то, а чуть ли не каждый.
Хор — это вторая жизнь, духовная. Музыка много дает человеку. Это другое измерение, в котором — свои переживания, радости, надежды. Когда ребята, которым уже за 20, на улице встречным говорят, что идут на хор, те крутят пальцем у виска — в таком возрасте — и на хор? Но они говорят, что у нас необычный хор. Мы в своем репертуаре имеем произведения на любую аудиторию. Мы не знаем, где у нас завтра будет концерт, поэтому программа наша строится так, чтобы было всего понемножку, чтобы было интересно любому зрителю. И такая «солянка» — и блок духовной музыки, и светской, народной, блок эстрадной музыки, русско-европейской классики — стало традицией каждого концерта.
Кстати, что касается аудитории, то есть большая разница в восприятии творчества нашего ансамбля аудиторией. Юные слушатели воспринимают хоровую музыку намного спокойнее, и вообще большой нужды в живом звучании у них, к сожалению, нет — большинству из них хватает телефонов, аудиоплееров, ноутбуков, телевидения. А вот взрослые воспринимают хоровое пение восторженно.
Почувствовав, какое это наслаждение — петь для тех, кто это ценит, многие из воспитанников сами мечтают о музыкальной карьере.
Ольга Маркелова