Активные методы обучения музыке

Об активной педагогике

В общем, мы говорим об «активной педагогике», когда ученик находится в «активной» позиции. Активная педагогика основана на следующем педагогическом принципе: учащийся — участник учебного процесса. Он открывает и накапливает свои знания через конкретные игровые ситуации, личные и групповые исследования, через действие, движение, позы.

Активные методы обучения музыке

В случае активных учителей музыки, они «активны» не только по тому, как ученик позиционирует себя в процессе обучения, но и по важному месту, которое уделяется положению тела и движению в процессе обучения музыке.

Основные активные методы обучения музыке — это период между двумя мировыми войнами. Эти новые формы обучения музыке во многом были связаны с появлением в то время важного исследовательского движения в образовании, отмеченного, в частности, работами Марии Монтессори, которая считала, что целью образования является не передача знаний, а естественное развитие ребенка, а позднее Селестен Френе, которая настаивала на свободном самовыражении детей и групповой работе.

Активные методы ассимилируются, в частности, с «передаточным» типом обучения, в котором накопление знаний не так важно, как способность конструировать знания, соотнося различные изученные концепции.

Кроме того, активная педагогика способствует групповой работе, которая создает положительную динамику обучения благодаря более тесному взаимодействию между учениками.

Активная музыкальная педагогика применяется как в процессе изучения теории музыки, так и в практике игры на музыкальном инструменте. Активные методы обеспечивают строго спланированное музыкальное образование в соответствии с психологическим развитием ребенка. Благодаря занятиям, которые чаще всего проводятся в форме игр, дети сначала знакомятся непосредственно с музыкой, а уж потом начинают усваивать правила. Здесь преобладает имитация модели, предложенной учителем. Постепенно дети приобретают навыки исполнения, а также теоретические знания в области музыки.

Еще посмотреть  Особенности организации коллективного музицирования (народные инструменты)

Немного истории

В начале двадцатого века многие музыканты и педагоги интересовались ранним музыкальным образованием. Их исследования и эксперименты привели к появлению определенных методов, известных как активная педагогика. Мэри Джаэль (1846-1925 Франция), Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950, Швейцария), Эдгар Виллемс (1890-1978, Бельгия-Швейцария), Карл Орф (1895-1982, Германия), Морис Мартено (1898-1980, Франция), Золтан Кодали (1882-1967, Венгрия) разработали свои методы, носящие их имена, и довольно успешно внедряли их в образовательный процесс.

Основные действующие педагогики

 Музыкальная педагогика Карла Орфа

Музыкальная педагогика Карла Орфа — это не метод в строгом смысле слова, а, скорее, свод дидактических руководств, основная цель которых — способствовать гармоничному развитию ребенка с помощью элементарной музыки.

Общедоступная и игровая, это педагогика для всех, а не только для детей. Она практикуется в группах и использует набор небольших ударных и шумовых инструментов (ксилофоны, металлофоны и т. Д.), называемых инструментарием Орфа.

Эта педагогика использует в качестве опоры традиционный репертуар всех культур, продвигая творчество и импровизацию. Пение, танцы, движения, драма, перкуссия тела занимают такое же важное место, как инструментальная техника и теория музыки.

Музыкальная педагогика Виллемса

 Музыкальная педагогика Виллемса основана на нескольких фундаментальных принципах:

  • Музыкальное образование должно быть средством содействия развитию человека. Каждый ребенок, одаренный или нет, должен уметь пользоваться этим «основным культурным элементом», то есть музыкой.
  • Практике должна предшествовать передача формальных и теоретических знаний. Поэтому необходимо подчеркнуть живые источники основных музыкальных элементов: ритм, мелодию, гармонию, импровизацию, композицию. Для Виллемса живые источники музыкальных элементов находятся не в школьных уроках, а в человеке, в его множественной, моторной, сенсорной, эмоциональной и ментальной природе, то есть в человеке в целом.
Еще посмотреть  Звукообразование

 Музыкальная педагогика Мартено

Музыкальная педагогика Мартено направлена ​​на развитие чувствительных, телесных и интеллектуальных качеств человека:

  • Искусство — часть образования.
  • Человек — это глобальность.
  • Чувство — это доступ к интеллекту (практика предшествует теории).
  • Мышечная память неизгладима.
  • Быть музыкантом — значит думать о музыке.
  • Обучение никогда не должно заканчивается неудачей.

«Уважая порядок, прочную структуру и создавая атмосферу доверия и радости, мы открываем двери для импровизации и творчества: все становится возможным».

 Музыкальная педагогика Далькроза

Музыкальная педагогика Далькроза подчеркивает естественную связь между движениями тела и музыкой. Через тело художественные и музыкальные способности развиваются естественным образом вокруг трех столпов: ритма, сольфеджио и импровизации.

Воспитание ритма, например, достигается путем стимуляции общих двигательных навыков, восприятия и осознания тела и его движений. Человеческое тело считается первым инструментом музыканта, тем, который позволяет ему, прежде всего, жить и реализовать свою музыкальность.

Точно так же понятия сольфеджио вписываются в упражнения на импровизацию, реакцию, координацию или диссоциацию. Память тела будет служить основой, на которой ученик связывает жизненный опыт с теоретической концепцией.

Музыкальная педагогика Кодали

Музыкальная педагогика Кодали ярко обозначила культуру венгерской школы: музыка сегодня играет важную роль в общей учебной программе начальных школ в стране. Кодали справедливо настаивал на важности музыки в общем образовании: ни в коем случае музыкальная практика не должна быть «зарезервирована» для небольшого числа «музыкально одаренных» детей. Пение (с особым интересом к «народному или традиционному пению») считается в его системе путем к музыке — оно позволяет воспринимать музыку без «посредничества» инструмента. Он также рекомендует как можно раньше начинать заниматься музыкой. Изучение музыки начинается с прослушивания, пения и движения, а затем уже осуществляется органический переход к теории.

Еще посмотреть  Любительские молодежные коллективы

Общие черты

Важно признать значительный вклад активных методов в динамику мировой музыкальной педагогики.

Активные методы имеют ряд общих основополагающих принципов:

  • «глобальный» подход к ребенку (в более широком смысле, к учащемуся) и музыке во всех ее аспектах (физическом, интеллектуальном, психологическом, культурном, коллективном);
  • Педагогическая динамика, которая начинается с опыта, с чувствительности и постепенно ведет к теоретическим представлениям;
  • важность развития внутренних навыков слушания, творчества и импровизации;
  • важное место, отведенное пению;
  • групповое обучение;
  • Игра как средство обучения (что не препятствует выполнению учебной программы, определенной в соответствии с конкретными целями).

Каждый учитель должен уметь определять вклад различных педагогических подходов и уметь переосмысливать и интегрировать их в индивидуальный подход. Настоящий талант педагога — найти для каждого ученика тот путь обучения, который лучше всего подходит его ученику. Но весь этот процесс начинается с желания каждого много работать.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.