Статьи        17 июня 2011        1235         3 комментария

Дети и музыка

Лицо ребенка… Открытая книга, по которой можно читать всё, что происходит в душе маленького человека.

Посмотрите внимательно: сколько красок, сколько оттенков чувства в выражениях лиц младших школьников, слушающих серьёзную музыку. А глаза! Это неописуемо! Дети очень чутко реагируют на звук, на его окраску, динамику, высотные изменения.

Фото1590Каждая интонация, нота, аккорд вызывает у ребенка определенные ощущения, запускающие в действие совершенно разнообразные мышцы. Кто-то отстукивает ногой ритм мелодии, кто-то жестикулирует, кто-то имитирует игру на скрипке, у кого-то усиленно работают мимические мышцы. Это касается младших школьников. Дети постарше (от 12 лет) реагируют на музыкальные звуки несколько иначе. Многие уже научились сдерживать или вовсе скрывать свои эмоции. Лица некоторых подчеркнуто равнодушны, вся поза демонстрирует полное отсутствие интереса.

«Э, милые, кого вы хотите обмануть?!» — думаю я в таких случаях. Музыка действует и на эту возрастную категорию «начинающих нигилистов» точно также как и на младших.

Если провести среди детей младшего возраста опрос «Понравилась ли вам музыка?», они чуть ли не хором прокричат «Да!». На вопрос «Почему?» ответы примерно такие: красивая, весёлая, задумчивая, радостная, добрая. Найдется, конечно, и такой «бука», который скажет, что ему не понравилось. Лукавит.

Дети в основном реагируют на музыку именно так, как высказывают: «красиво», «весело», «радостно», «грустно» и т.д.2014-10-27_000657Им ещё трудно проникнуть вглубь музыки, услышать и прочувствовать музыкальный образ. Они проводят свой слабенький музыкально-слуховой анализ на верхушках мелодии, где отчетливо распознается динамика, звуковысотность, эмоциональная окраска. В средних классах картина несколько иная. Приобретенный какими — либо путями музыкальный опыт, позволяет детям глубоко проникнуть в мир образов музыки. Они способны внимательно отследить развитие образа, отождествить его с борьбой, какими-то другими человеческими отношениями: дружба, преданность, любовь.

Учитель музыки должен внимательно следить, как дети слушают. Такое наблюдение о многом расскажет педагогу, поможет ближе познакомиться с внутренним миром учеников.

Отношение детей к музыкальной классике — вопрос деликатный. Учителю нужно правильно организовать процесс слушания на уроке. Основные принципы такой организации: доброжелательная атмосфера, ненавязчивость, умеренная громкость, тщательный подбор произведений или музыкальных фрагментов для прослушивания. У учителя должна быть возможность в любое время остановить прослушивание, обсудить тот или иной фрагмент, словесно акцентировать внимание учеников на каком-то важном музыкальном фрагменте.

Нужно помнить о том, что небрежное, непродуманное навязывание школьникам серьёзной музыки может вместо любви к музыкальной классике вызвать совершенно противоположное отношение к ней.

Зачастую так и случается. Именно из-за механического, необоснованного навязывания классической музыки на уроках музыки мы имеем равнодушие, неприятие, а порой и явно негативное отношение детей и к музыкальным шедеврам, и ко всему, что сними связано.

И ещё один важный момент. Далеко не весь музыкальный материал, изложенный или рекомендованный в программах и учебниках, подойдет именно для ваших уроков, для Ваших учеников. Здесь надо учитывать и общий уровень развития детей, и их дошкольный опыт общения с музыкой, и индивидуально-слуховые данные.2014-11-15_222214

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"
Обсуждение: 3 комментария
  1. Юлия:

    Интересная точка зрения, однако

    Ответить
  2. Елена Павловна:

    душа ребенка -очень хрупкий сосуд!

    а предмет «музыка» предполагает бережное обращение с обоими категориями!

    по мнению М.Казинника (сайт «Созвездиеи Ориона») уроки музыки должны проводиться по принципу волны

    ведь звук-это и есть колебательные движения(по физике)

    Ответить
  3. admin:

    Вы правы «голос ребенка — хрупкий сосуд...» А мы пытаемся это великое, необъятное чудо природы втиснуть в жесткий регламент школьных программ, расчесать всех под одну гребенку, и зачастую получаем от своих музыкально-педагогических потуг обратный эффект.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта