Учитель музыки в сельской общеобразовательной школе… Мизерная зарплата, отсутствие материальной базы. Некоторые школы не в состоянии даже приобрести для уроков музыки инструмент. Зачастую нет специально оборудованного кабинета и приходиться бегать по школе с баяном в одной руке и магнитофоном — в другой.
А праздники для школьного учителя музыки! Как правило, школьные организаторы (вожатые) вспоминают о предстоящем празднике за неделю, ляпают подобие сценария и начинают загонять школьный народ на репетиции.
Школьные организаторы детского досуга – это особая тема. В погоне за количеством мероприятий, в постоянных конкурсных гонках, они, естественно, не очень-то озадачиваются качеством. У них просто-напросто нет времени на репетиции.
К тому же многие, мягко говоря, с музыкой «не дружат». Хорошо, если у музыканта есть заделье к празднику в виде готового на этот случай репертуара. А если нет? Тогда Вам навязывают для исполнения детьми песни, которые просто невозможно за два-три дня довести до концертного варианта.
Вот потому-то я начинаю готовиться к празднику как минимум за месяц. Подбираю музыкальный репертуар, не спеша обрабатываю его и запускаю на репетиции с вокальным коллективом, ансамблем народных инструментов, солистами.
Кроме того, имеется время разучить песенку-другую по теме предстоящего праздника с классами на уроках музыки. Арифметика проста: если с каждым классом, в котором есть уроки музыки, я выучу по одной песенке, их будет уже восемь. Добавляем сюда парочку песен, подготовленных с вокальным ансамблем. Уже десять. Ну и плюс 3-5 солистов.
Вот вам и полноценный музыкальный материал для приближающегося праздника. Причем достигнуто это будет без нервов, спокойно, методично. Обычный рабочий процесс без авралов, штурмовщины и истерических сгонов детей в последнюю неделю. Вообще, подбор репертуара к календарным праздникам и мероприятиям из плана воспитательной работы школы я веду постоянно. Попалось что-то интересное, звучное – в соответствующую папочку – пригодиться. Со временем скопился солидный архив, где имеется материал на все случаи жизни.
Но сразу сделаю оговорку: хороший, полноценный, свежий материал для детского вокала на дороге не валяется. Современные композиторы мало пишут песен для детей. Да и в интернете с маху тоже не найдешь ничего нового.
Учитель музыки — школьный музыкант
Эта мысль звучит привлекательно и по-своему экзотично. Ведь учителем музыки быть – значит, почти каждый день жить музыкой, погружаться в мелодии и ритмы, доносить свою любовь к искусству до своих учеников. Но быть учителем музыки – это еще и быть музыкантом.
Музыка – это язык, и каждый учитель музыки – переводчик. Он передает своим ученикам ноты, аккорды и технику игры, но главное – передает чувства и эмоции, которые заключены в музыке. Как музыкант, учитель должен сам играть на разных инструментах, демонстрировать свое мастерство, вдохновлять своих учеников своим исполнением.
Быть учителем музыки – значит, быть постоянно в поисках новых путей и методов обучения. Музыка – это такое искусство, которое требует глубокого понимания, внимания к деталям и огромного таланта в передаче своих знаний другим. Учитель музыки должен уметь адаптироваться к ученикам, помочь им развить свои навыки и раскрыть свой творческий потенциал.
Учитель музыки – это человек, который способен вдохнуть жизнь в стены школы. Он организует музыкальные мероприятия, концерты, где каждый ученик может проявить себя. Он создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, где каждый чувствует себя важным и нужным.
Однако быть учителем музыки – это не только радость и восторг. Это и ответственность перед своими учениками, перед музыкой и перед искусством. Учитель музыки должен быть внимательным, терпеливым и страстным человеком, который сможет преодолеть трудности и помочь каждому ученику достичь своих целей.
Итак, учитель музыки – это непростое, но очень значимое звание. Он является не только учителем, но и наставником, вдохновителем и источником внутренней силы. Он помогает своим ученикам искать свое место в мире музыки, расти и развиваться, открывая им новые горизонты.
В конечном итоге, учитель музыки – музыкант, который формирует людей будущих поколений. Он оставляет свой след в сердцах своих учеников и помогает им найти свое место в мире искусства. И в этом заключается его великая миссия – быть музыкантом и учителем одновременно, чтобы учить, вдохновлять и делиться своей страстью к музыке со всеми, кто готов принять этот дар.
3 комментария
работала несколько лет по совместительству в сельской школе
кабинета музыки, как в своей школе не было.
в кабинете начальной школы стояло раздолбанное пианино. которое никогда не настраивалось
класс практически не закрывался, поэтому «побумкать» на инструменте мог кто угодно когда угодно
был юбилей школы на втором этаже, мне сказали, в то есть школьный аккордеон
когда его мне принесли из подвала- заплесневелый, и практически охрипший, я сначала была в шоке, затем посоветовала его просто выбросить
настояла, чтобы настроили пианино и закрывали класс на ключ и купили для праздников синтезатор.
за тем мне стали ставить уроки-3 на первом этаже для начальной школы, а потом3- на втором этаже под синтезатор для всех остальных классов
мне очень нравилось заниматься с детьми, очень нравился учительский коллектив!
уроки проводила «на ура»
всем нравилось-и детям, и учителям!
что произошло потом-если интересно, — рассажу, если нет-на нет и суда нет!
Проблем у нас, школьных музыкантов, хватает. Их намного больше, чем у других предметников. Наш предмет почему-то считается не очень важным. Вот потому-то и выплывают «раздолбанные» пианино и охрипшие аккордеоны. С нетерпением жду продолжения вашей истории.
после юбилея школы, когда директор и завуч были( а это муж и жена) были денежно вознаграждены и заподарены, необходимость в моих услугах, поотпала.
школа-малокомплектная, сверху решили, что она должна быть закрыта.
тогда директор решил проблему малой кровью-захотел избавиться от совместителей.
Ладно бы он как-то со мной поговорил-я бы поняла и не обиделась…
В один прекрасный момент в местной газете появляется статья-интервью с директором школы , в которой он посетовал на то, что может отказаться от услуг приезжих учителей, например, учителя музыки,а уроки музыки будут вести учителя начальных классов
вот и вся история..
о вознагражденном труде сельского учителя музыки
добавлю лишь то, что прежде у меня не было никаких конфликтов, разногласий с администрацией школы…
но всё равно воспоминания о чистых, открытых детях, не развращенных благами городской цивилизации, у меня остались
изредка встречаюсь с учителями из этой школы-они говорят, что всегда вспоминают меня и мои уроки!