Занятия музыкой требуют напряжённой работы обоих полушарий, насколько я понимаю. Причем мозг пианиста, струнника, духовника, певца работает по-разному. Задействована полностью нервная система.
Музыка – искусство во времени. Причём, музыкант находится в двух временах: настоящем и будущем, немного наперёд мыслит, при этом охватывает всю форму в целом, но и каждую мелочь вырисовывает… Работают все виды слуха, внимание, память, координация. Нужно владеть интонацией, интонированием, образностью, сверхзадачу, наконец, поставить, сочинить как бы заново пьесу… А что творится в голове у дирижёра и композитора – ума не приложу…

Как тут не залениться ребёнку? Слишком сложно сразу весь этот механизм разом запустить.
Меня вот волнуют два аспекта, касающиеся одарённых детей: воля и умение слышать себя со стороны.
И если первое, наверное, приходит с возрастом, то второе придёт ли? Родитель или репетитор не рискует ли стать ушами ребёнка навсегда или слишком надолго? Вроде тренера у спортсмена, который контролирует его на тренировках почти постоянно. Не знаю ответа на этот вопрос…
Лень — это наше всё! Я тоже по жизни (правда, это не помешало получить образование защититься запахивать на 4 работах). Дочь вообще из тех, о ком моя бабушка говорила: «Лень поперёд тебя родилась».
Борясь с собственной и детской ленью, я для себя определил несколько причин, почему эта самая лень возникает:
Лень — потому что неинтересно. Вообще. Если есть отвращение или полное отсутствие интереса к какому-либо делу, то ничего не поделаешь. Правда, иногда то, что неинтересно, все равно НАДО сделать. Единственное, что можно предпринять, — это поменять отношение к делу, переубедить себя.
Тут я вспоминаю свою тёщу — идеальную хозяйку. Она как-то призналась, что ненавидела готовку, уборку, глажку, стирку, а потом подумала, что невозможно прожить всю жизнь в ненависти к части этой жизни, и убедила себя, что домашние дела — ее хобби.
Лень — потому что надоело делать одно и то же. В музыке, в спорте, да и во многих других делах это актуально. Действительно, надоедает выполнять бесконечно одни и те же действия. Гаммы, арпеджио, этюды, сольфеджио, гармония и далее огромный список всего, что может быстро надоесть.
Путь решения этой проблемы — применить фантазию, включить игровые моменты и т.п. В каждом деле есть определенные методические приемы, как разнообразить типовую работу. Если кому-то будет интересно, смогу рассказать, как я решаю эти проблемы с детьми-инструменталистами.
Лень — потому что боюсь, что не получится. Это, к сожалению, типичная проблема детей-музыкантов. Ребенок не делает что-то, потому что не знает, как к этому делу подступиться. Тут виноват и наш преподавательский перфекционизм. У нас ведь как: сделал работу не полностью, с ошибками — плохо.
Лень — потому что сделаю потом. Это отсутствие самоорганизации и навыков планирования. Здесь, кроме родителей, никто не поможет. И придется помогать до тех пор, пока ребенок сам не научится составлять себе расписание, план работы, репетиционный график, логистику передвижений. Когда научится? Это зависит от личности ребенка. Кто-то уже в началке самостоятельный, кто-то и к окончанию вуза все еще младенчик.

Лень делать сейчас — потому что точно знаю, когда и как сделаю. Это уже не лень, а часть планирования. Есть люди, которые начинают выполнять поставленную задачу сразу и постепенно; есть те, кто вынашивает способ выполнения задачи, а потом быстро и эффективно делает. Но это удел взрослых личностей.
Учиться тоже надо учить. Когда не знаешь, как подступиться к проблеме, опускаются руки. Поэтому важно учить детей разбивать задачи на подзадачи и думать, как их можно исполнить.
Мы все ленивые. Я вот, тоже хочу на диване с книжкой поваляться. Но если я буду валяться, а ребёнку скажу заниматься, будет он это делать? Нет, конечно. Поэтому нельзя требовать, пока сам не делаешь. Надо себе, прежде всего, давать пинка.
По-моему дети редко ленятся, зато часто боятся неудачи и осуждения. Многим сложно начинать (неважно что — разобрать этюд, открыть незнакомую книгу или поехать на новом велосипеде). Сейчас в интернете появились достойные ресурсы, помогающие детям с музыкальным образованием.
Много интерактивных программ, позволяющих оценить интонирование, например, или написать музыкальный диктант. Понимаю, что мне в детстве такие «учебные игрушки» очень бы пригодились и, возможно, серьезно подтолкнули бы развитие слуха. Естественно, они не могут заменить живого занятия с педагогом, но улучшить качество домашней работы — задача важная.
Но реально все дети по-разному взрослеют, в разное время становятся самостоятельными. Да, конечно, плохо, что мы излишне опекаем детей. Но с другой стороны, они же так понимают, что это важно. А если родителям это важно, значит, все же стоит отнестись к этому более ответственно.
Многие думают, что можно заставить учиться — указывают на то, что они и время тратят, и деньги, чтобы ребёнок выучился чему-то кроме общеобразовательных предметов. А мнение ребёнка в расчёт не принимается. Музыка — это дело добровольное. Если человек хочет учиться музыке, он не будет лениться.
