Дети, музыка и лень

Занятия музыкой требуют напряжённой работы обоих полушарий, насколько я понимаю. Причем мозг пианиста, струнника, духовника, певца работает по-разному. Задействована полностью нервная система.

Музыка – искусство во времени. Причём, музыкант находится в двух временах: настоящем и будущем, немного наперёд мыслит, при этом охватывает всю форму в целом, но и каждую мелочь вырисовывает… Работают все виды слуха, внимание, память, координация. Нужно владеть интонацией, интонированием, образностью, сверхзадачу, наконец, поставить, сочинить как бы заново пьесу… А что творится в голове у дирижёра и композитора – ума не приложу…

Дети, музыка и лень

Как тут не залениться ребёнку? Слишком сложно сразу весь этот механизм разом запустить.

Конечно, у талантливых педагогов всё рассчитано на постепенное совершенствование мастерства…

Меня вот волнуют два аспекта, касающиеся одарённых детей: воля и умение слышать себя со стороны.

И если первое, наверное, приходит с возрастом, то второе придёт ли? Родитель или репетитор не рискует ли стать ушами ребёнка навсегда или слишком надолго? Вроде тренера у спортсмена, который контролирует его на тренировках почти постоянно. Не знаю ответа на этот вопрос…

Лень — это наше всё! Я тоже по жизни (правда, это не помешало получить образование защититься запахивать на 4 работах). Дочь вообще из тех, о ком моя бабушка говорила: «Лень поперёд тебя родилась».

Борясь с собственной и детской ленью, я для себя определил несколько причин, почему эта самая лень возникает:

  1. Лень — потому что неинтересно. Вообще. Если есть отвращение или полное отсутствие интереса к какому-либо делу, то ничего не поделаешь. Правда, иногда то, что неинтересно, все равно НАДО сделать. Единственное, что можно предпринять, — это поменять отношение к делу, переубедить себя. Тут я вспоминаю свою тёщу — идеальную хозяйку. Она как-то призналась, что ненавидела готовку, уборку, глажку, стирку, а потом подумала, что невозможно прожить всю жизнь в ненависти к части этой жизни, и убедила себя, что домашние дела — ее хобби.
  2. Лень — потому что надоело делать одно и то же. В музыке, в спорте, да и во многих других делах это актуально. Действительно, надоедает выполнять бесконечно одни и те же действия. Гаммы, арпеджио, этюды, сольфеджио, гармония и далее огромный список всего, что может быстро надоесть. Путь решения этой проблемы — применить фантазию, включить игровые моменты и т.п. В каждом деле есть определенные методические приемы, как разнообразить типовую работу. Если кому-то будет интересно, смогу рассказать, как я решаю эти проблемы с детьми-инструменталистами.
  3. Лень — потому что боюсь, что не получится. Это, к сожалению, типичная проблема детей-музыкантов. Ребенок не делает что-то, потому что не знает, как к этому делу подступиться. Тут виноват и наш преподавательский перфекционизм. У нас ведь как: сделал работу не полностью, с ошибками — плохо. Зачем стараться, если все равно будет «плохо»? Учителя зачастую оценивают итоговый результат, а не путь к нему. Что делать в этой ситуации? Помогать, подсказывать пути, поддерживать — и это дело родителей, если учителя не готовы к этому.
  4. 4.Лень — потому что сделаю потом. Это отсутствие самоорганизации и навыков планирования. Здесь, кроме родителей, никто не поможет. И придется помогать до тех пор, пока ребенок сам не научится составлять себе расписание, план работы, репетиционный график, логистику передвижений. Когда научится? Это зависит от личности ребенка. Кто-то уже в началке самостоятельный, кто-то и к окончанию вуза все еще младенчик.
  5. Лень делать сейчас — потому что точно знаю, когда и как сделаю. Это уже не лень, а часть планирования. Есть люди, которые начинают выполнять поставленную задачу сразу и постепенно; есть те, кто вынашивает способ выполнения задачи, а потом быстро и эффективно делает. Но это удел взрослых личностей.
Еще посмотреть  Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения

Учиться тоже надо учить. Когда не знаешь, как подступиться к проблеме, опускаются руки. Поэтому важно учить детей разбивать задачи на подзадачи и думать, как их можно исполнить.

Мы все ленивые. Я вот, тоже хочу на диване с книжкой поваляться. Но если я буду валяться, а ребёнку скажу заниматься, будет он это делать? Нет, конечно. Поэтому нельзя требовать, пока сам не делаешь. Надо себе, прежде всего, давать пинка.

По-моему дети редко ленятся, зато часто боятся неудачи и осуждения. Многим сложно начинать (неважно что — разобрать этюд, открыть незнакомую книгу или поехать на новом велосипеде). Сейчас в интернете появились достойные ресурсы, помогающие детям с музыкальным образованием. Много интерактивных программ, позволяющих оценить интонирование, например, или написать музыкальный диктант. Понимаю, что мне в детстве такие «учебные игрушки» очень бы пригодились и, возможно, серьезно подтолкнули бы развитие слуха. Естественно, они не могут заменить живого занятия с педагогом, но улучшить качество домашней работы — задача важная.

В идеале домашнее задание нужно не только для того, чтобы выработать некий устойчивый навык, неважно, лексика, решение задач или гаммы. Конечно надо, чтобы ребенок сам выбрал время для выполнения задания, сам заставил себя вовремя сесть и сделать. В том числе, чтобы потом над взрослым человеком не стоял прораб или мастер цеха. Но реально все дети по-разному взрослеют, в разное время становятся самостоятельными. Да, конечно, плохо, что мы излишне опекаем детей. Но с другой стороны, они же так понимают, что это важно. А если родителям это важно, значит, все же стоит отнестись к этому более ответственно.

Еще посмотреть  Баян, гармонь. Пути становления

Многие думают, что можно заставить учиться — указывают на то, что они и время тратят, и деньги, чтобы ребёнок выучился чему-то кроме общеобразовательных предметов. А мнение ребёнка в расчёт не принимается. Музыка — это дело добровольное. Если человек хочет учиться музыке, он не будет лениться.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.