Одаренность и талант

Введение

Одаренные дети составляют меньшинство детского населения, хотя и не такое малое меньшинство, как иногда думают. На международном уровне наиболее широко используемым определением одаренности и таланта является определение Франсуа Ганье. Он определяет одаренных детей как детей с высоким уровнем врожденных способностей в любой области деятельности, даже если их высокий потенциал еще не продемонстрирован. Напротив, талантливые дети — это те, чьи способности уже воплотились в определенных достижениях.

Одаренность и талант

Одаренность не является автоматической гарантией успеха. На развитие талантов влияет целый ряд факторов окружающей среды, таких как поддержка родителей, семейные отношения, условия, которые школа создает или не может создать для развития детских талантов.

Поощрение и помощь дома и школы необходимы для того, чтобы одаренные дети развивались как талантливые, но при этом сами дети должны сохранять свою мотивацию для достижения успеха. Дети, какими бы одаренными они ни были, не смогут достичь высокого уровня талантов, если они не будут готовы работать и учиться для развития своих способностей. Ребенок может быть одарен в любой области: интеллектуальной, творческой, физической или социальной.

Выявление одаренных детей

Вопреки мифу о том, что «каждый родитель думает, что его ребенок одарен» (независимо от того, одарен он или она), родители являются высокоэффективными индикаторами высоких способностей своих детей. Действительно, они значительно более точны, чем учителя, которые редко обучаются тому, как выявлять одаренных учеников и реагировать на них, и которые могут не замечать высоких академических способностей, если они представляют одаренному ребенку в классе только работы, установленные на уровне среднего ребенка. Большинство родителей интеллектуально одаренных детей в раннем возрасте осознают, что их ребенок очень умный.

  • Интеллектуальные и физические характеристики маленьких одаренных детей, которые родители могут заметить, включают:
  • необычно раннюю и беглую речь;
  • раннюю подвижность (ребенок ползает, ходит или бегает раньше сверстников);
  • раннее чтение (ребенок спонтанно «заимствует» чтение с телепрограмм, уличных указателей или рекламы);
  • необычно цепкая память;
  • сильное любопытство;
  • долгая концентрация внимания;
  • страстное желание учиться;
  • вполне зрелое чувство юмора;
  • меньшая потребность во сне, чем у сверстников со средними способностями.

Конечно, не все одаренные дети обладают всеми этими характеристиками, но наличие группы характеристик, описанных выше, может свидетельствовать о том, что ребенок действительно может быть необычайно сообразительным.

Кроме того, интеллектуально одаренные дети отличаются от своих сверстников во многих аспектах социального и эмоционального развития. Они часто более социально и эмоционально зрелы, чем другие дети их возраста, их игровые интересы больше похожи на интересы детей на несколько лет старше, и они, как правило, ищут для общения детей постарше, но со средними способностями.

Они могут быть необычно восприимчивыми и чувствительными к чувствам других детей или взрослых, и из-за этой способности сопереживать они могут гораздо раньше, чем их сверстники, обеспокоиться этическими или моральными проблемами. Однако эта чувствительность может также заставить их осознать настороженность других учеников по отношению к ним, даже в первые годы учебы в школе.

Семейные отношения

 Поскольку интеллектуальные способности частично определяются генетически, дети в семье, в которой один ребенок был признан интеллектуально одаренным, также, вероятно, будут очень способными. Однако это не означает, что родители или школа будут рассматривать всех детей в семье как академически одаренных.

Одаренность и талант

Когда ребенка называют интеллектуально одаренным, родители часто беспокоятся о том, как это повлияет на самооценку его или ее братьев и сестер. При проведении такого сравнения необходимо принимать во внимание ряд факторов, включая очередность рождения, возраст детей и разницу между ними, пол и уровень интеллектуальных способностей детей, а также родительские ценности, образование и домашние отношения.

Еще посмотреть  Музыкальный плюрализм в 21 веке

Здоровые семейные отношения возникают тогда, когда члены семьи уверены, что их индивидуальные роли принимаются и ценятся другими членами семьи. Соперничество между братьями и сестрами может возникнуть, когда дети сравнивают себя с братьями и сестрами и чувствуют себя менее ценными или принятыми.

Как семьи способствуют развитию талантов

Начиная с 1960-х годов, в ходе исследований изучалось влияние родителей и семей на молодых людей или взрослых, достигших выдающихся результатов в определенных областях. Эти исследования показали, что родители оказывают огромное влияние на то, насколько молодые люди принимают свои высокие способности и работают над их достижением. Вот некоторые из основных выводов:

  • Даже там, где родители не были высокообразованными, они высоко ценили образование и учебу.
  • Они были склонны выбирать хобби и интересы, требующие практики и обучения, и изучали деятельность других, чтобы повысить свои навыки.
  • Они моделировали для своих детей радость от учебы и желание улучшить их успеваемость.
  • По крайней мере, один из родителей или близких родственников лично интересовался областью талантов ребенка.
  • Родители поощряли развитие талантов ребенка дома, обращаясь за помощью к учителям или наставникам.
  • Родители не «подталкивали» своих детей; однако, они представляли модель, которая учила, что талант воспитывается через принятие своих способностей и стремление их реализовать.

Музыкально одаренные дети

Музыкально одаренные дети нуждаются в эмоциональной поддержке и поощрении со стороны семьи, а также в музыкальном образовании, соответствующем их уровню развития и навыкам.

Пытаясь сохранить энтузиазм в учебе, музыкально одаренные дети часто сталкиваются с трудностями. То, что обычно начинается с волнения и целенаправленных усилий, может закончиться скукой, апатией и разочарованием. Родители часто задаются вопросом, как поддерживать страсть своего ребенка, когда интерес к музыке начинает угасать.

Наряду с предложением обучения, которое обогащает их музыкальное образование, не менее важно устранять социальные и эмоциональные барьеры на пути к успеху. Хотя технические проблемы и требования к музыкальному исполнению являются повсеместной реальностью, детям нужно помогать справляться с эмоциональным давлением и неуверенностью, которые могут возникнуть на разных этапах их развития.

Оказание эмоциональной поддержки музыкально одаренным детям часто так же важно, как и само обучение музыке.

Некоторые из эмоциональных препятствий, которые могут возникнуть у родителей и учителей, чтобы поддержать одаренных молодых музыкантов, включают следующее:

Скука — повторяющаяся многочасовая практика, игра и пение гамм, арпеджио, разучивание сложных произведений могут погасить страсть к музыкальным занятиям у любого начинающего молодого музыканта. Продолжительность удерживания внимания варьируется в зависимости от возраста ребенка. Самым маленьким музыкантам может потребоваться больше перерывов и более короткое время для занятий, а подросткам может потребоваться среда, свободная от отвлекающих факторов, таких как электроника, телефоны и др.

Важно уловить их интерес и задействовать их творческую искру. Подростки часто стремятся к осознанию цели и нуждаются в обосновании методологии практики. Они могут быстро потерять интерес, если им что-то не нравятся, неправильно понимают или оспаривают ожидания относительно своей повседневной практики. Некоторое элементарное понимание теории музыки может помочь пробудить в них интеллектуальное любопытство и сохранить мотивацию.

Перфекционизм. В то время как музыкальное исполнение в конечном итоге требует совершенствования репертуара, некоторые одаренные молодые музыканты вырабатывают для себя нереально высокие стандарты. Они разочаровываются и впадают в отчаяние, если не достигают своих целей. Любая реальная или предполагаемая неудача может подорвать их уверенность и общее чувство благополучия. Хотя целеустремленный подход и преданность своему делу достойны восхищения, это может стать проклятием для ребенка, который сгибается под давлением реальности, стремясь превысить разумные пределы.

Еще посмотреть  Русские народно-песенные традиции

Перфекционизм — характеристика, часто связанная с одаренностью. Хотя «стремление к совершенству» может быть катализатором достижения успеха и не обязательно признаком эмоционального расстройства, истинный перфекционизм разрушителен и способствует усилению беспокойства, депрессии и отчаяния. Когда музыкально одаренные дети придерживаются нереалистично жестких и перфекционистских ожиданий, они могут поддаться тяжести этих внутренних требований, стать тревожными или полностью отказаться от музыки.

Беспокойство по поводу выступления. Страхи, связанные с выступлением, могут включать в себя тревогу по поводу того, что зрители или жюри будут осуждать молодого исполнителя, страх совершения ошибок на публике, забывчивость элементов произведения при исполнении по памяти. Эти проблемы часто беспокоят даже опытных музыкантов.

Обостренное чувство справедливости. У одаренных детей присутствует острое чувство справедливости, и они могут возмущаться или обижаться, если считают, что с кем-то несправедливо обошлись. Подростки могут полностью отказаться от своих музыкальных претензий. Взрослые, в свою очередь, могут помочь детям осознать их чувства и побудить их сосредоточиться на собственном прогрессе, осознать, что они могут изменить, и разработать план, который поможет детям достичь своих целей.

Социальная изоляция. Хотя многие музыкально одаренные дети являются интровертами, они все же могут страдать от последствий социальной изоляции. Многочасовая практика — это занятие в одиночестве, которое также может препятствовать участию в других внеклассных или общественных мероприятиях. Выступление в группе, хоре или ансамбле частично восполняет недостаток общения, но личная практика всё равно остаётся уединенным занятием.

Дети, не имеющие музыкального образования, часто не понимают, сколько требуется самоотверженности и усилий при обучении игре на музыкальном инструменте. Участие в музыкальных ансамблях создает предпосылки социализации и сглаживания негативных последствий изоляции, обеспечивая общие цели и задачи, чувство единства и возможность встретиться с друзьями со схожими интересами.

Многие музыкально одаренные дети обладают несколькими талантами, и могут сочетать музыку с другими областями.

Талант

Во многом слово «талант» затаскали, начиная с 90х годов. То самое — «Все дети талантливы!». С точки зрения педагогики я бы предпочел оперировать понятием «зона ближайшего развития ученика». Это будет профессиональнее, становится более понятно направление работы.

Одаренность и талант

Хвалить ученика за достижения, ставить понятные ему задачи, объяснять, показывать и тренировать новое, развивать осознанное отношение занятиям. Я вижу свою деятельность как-то так. А уж талант или нет… Большое видится на расстоянии. Талант – понятие спорное. Способности — да, а вот вырастут ли они в талант — неизвестно. Хотя бывают дети, которые потрясающе играют не «для своего возраста», а вообще, без скидок.

Прыжки выше головы, безусловно, необходимы, но должны осуществляться ребенком уже сознательно и с определенными целями, а не в угоду родителям или педагогам. Многие родители предпочтут вырастить счастливого взрослого, а не средненького музыканта с хроническим чувством неполноценности.

Способности от природы это далеко не все. Но когда на это накладывается колоссальная работоспособность ребёнка, родителей и преподавателя, плюс мозги, плюс чувство меры, то да, это в отдельных случаях перерастает в результат. Не надо подчеркивать талантливость ребенка. Когда говорят, какой у вас талантливый ребёнок, это зачастую не вызывает чувство гордости. Наоборот, вводит в ступор. Потому что за этим стоит многочасовой труд, терпение, где-то расстройство, где-то разочарование, где-то слезы, усталость. А уже потом радость и удовольствие. И никогда не проскакивает мысль ни о каком таланте. И надо очень стараться родителям трезво оценивать своего ребёнка, чтобы потом не было разочарований, а у ребёнка обид из-за несбывшихся планов родителей и психологического надлома.

Талант — это семечко. Что из него вырастет, и вырастет ли, покажет время. Без заботливого садовника может и ничего не вырастет. Вот, ребенка учат пению, а у него руки заточены под скульптуру по металлу. Как это можно узнать, особенно в 5-7 лет?! Или — талант к пению есть, а желания — нет. А если и желание есть, и садовник, и трудолюбие и настойчивость, а таланта нет?! Вот это тогда что? Сложные вопросы.

Еще посмотреть  Наказывать или нет?

И все же — во главе — Учитель! А в творческих специальностях особенно!

У каждого ребенка своя траектория развития

Безусловно, базовые способности и степень одаренности у всех разная. Помню, как одна девица после операции пришла на симфонический, а там уже месяц как работали над новой программой. Дирижер дает ноты партии и с тревогой смотрит, вытянет она или нет игру с листа. А партия ответственная, местами солирующая. Ничего, отыграла с первого же раза так, будто всю жизнь эту партию играла. Дирижер доволен, девочка довольна. После репетиции он подошел, похвалил, спрашивает: «Как ты так смогла?» Она отвечает: «А я это произведение слышала три года назад там-то и запомнила.» «Что? Партию первого фагота запомнила?» «Да», — говорит. Это и слух, и музыкальная память. Талант? Наверное.

И помню мальчика, которому предстояло сдавать зачет по специальности, а он никак не мог выучить разнесчастного «Сурка». Полгода учил — не выучил. Перед самим зачетом раз 15 играл, педагог с ним бился по-всякому: и на блочке играл, и на фортепиано, и вместе играли, и пели хором, и на «та-та», и с нотами, и хлопали…. Ну хоть убейся — толку ноль. Боюсь, что в этом случае никакая индивидуальная траектория не поможет. Не помогла, парнишка класса после третьего ушел.

Конечно, талант и способности без труда обратятся в ничто, это само собой разумеется. Но еще ОЧЕНЬ нужны мозги и умение работать над тем, что изначально не нравится, но для дела необходимо.

Особенно меня удивляют и даже возмущают вопросы некоторых родителей начинающих учеников после одного-двух первых уроков: » Ну что, у моего ребенка талант есть, или нам не стоит учиться?» Вот что на это ответить?! Педагоги думать должны, прежде чем подобными оценками и «предсказаниями» бросаться, а то так можно ненароком повредить хрупкую родительскую психику.

А сколько талантливых детей понадеялись на свой талант и в итоге не смогли его применить из-за простого неумения им пользоваться? А многие из тех, кому говорили «да ты вообще никогда ничего не сможешь», усердно работали над собой и стали прекрасными музыкантами. Сравнение талантов, конечно, важно, но должна быть мера во всём.

И надо помнить, что посредственный инструменталист может стать гениальным звукооператором, а может редким мастером по ремонту и настройке инструмента, а может… главное, что дверь в музыку открыта, а уж дорога в ней у каждого своя.

Особенно скверно, когда… так скажем, незамысловатые родители постоянно заламывают руки и восклицают: ах, талант! ах, гений! А ребенок-то сам видит, что никакой он не гений и даже не талант. А родители талдычат обратное. И вырастает в состоянии перманентного, простите за наукообразие, когнитивного диссонанса, а если короче: невроз — пожизненный спутник такого человека.

По мне на одном таланте — даре, далеко не уедешь, в любом случае за успешными в тени стоит очень большой труд и поддержка родителей/ наставников/ педагогов.

Но и, конечно же, без определённо предрасположенности к чему-либо на одном труде, даже с хорошими педагогами далеко не уедешь.

Должна быть некая связка предрасположенности и труда, тогда выйдет толк.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.