Главная » Дополнительное образование

Дополнительное образование

автор Юрий Петрович
4 просмотры

Очень важно знать, как рассматриваются вопросы дополнительного образования с точки зрения ученых, владеть данными исследований, которые они проводят. Если наша практическая деятельность подкрепляется такими теоретическими знаниями, то мы, педагоги-практики, можем сделать еще больше для развития талантов и способностей наших воспитанников.

Современные юноши и девушки значительно отличаются от поколения своих родителей. Если дети стали другими, то им нужен другой педагог — такой, который будет разговаривать с ними на одном языке.  Сейчас, как никогда ранее, вся деятельность педагогов направлена  на личностное развитие ребенка, а потому сегодня образовательной системе нужен новый педагог — педагог с инновационной компетентностью. Присмотритесь, пожалуйста, к себе: являетесь ли вы таким педагогам.

Дополнительное образование

Речь идет о педагогах дополнительного образования. Как правило, обычно ему приходится работать с одаренными и талантливыми детьми, то есть с детьми, которые имеют определенные психологические особенности. Сложно работать с такими парнями и девушками? Да, сложно.

Возможно, это связано с тем, что часто в школе дети с претензиями на одаренность воспринимаются некоторыми педагогами и другими детьми как белые вороны, они в чем-то сложные, часто требуют большего внимания. И здесь нет места формализму. Здесь нужен глубинный психологический дифференцированный подход. Недавно мы проводили тестирование детей, занимающихся в объединениях нашего Дома детского творчества.

Дополнительное образование

Для тестирования особенностей одаренных детей была отобрана группа подростков из 100 человек, которые учатся в обычных общеобразовательных школах и активно участвуют в творческой деятельности. Тестирование проводилось с помощью опросников и методик, каждая из которых позволяла выявить определенные характеристики и склонности. Результаты тестов показали что современные юноши и девушки претендующие на одаренность имеют повышенный уровень уважения к себе,  самопонимания, относятся к себе с только положительно , оценивает свое поведение одобрительно.

Вместе с тем ученики с признаками талантливости легко контактируют, эмоциональные, открытые, с адекватной самооценкой. Они способны контролировать свои неудачи, достигают успеха и склонны к организаторской деятельности.

Еще по теме  Размышления о детстве

Дополнительное образование

Мы навязываем молодому поколению собственные стереотипы. Основную проблему я вижу в противоречиях, возникающих у подростка. Мы говорим ему: «Будь добрым, будь искренним, старайся помочь». Но, выходя на улицы, молодой человек видит совсем другое: сегодня нет такой направленности на коллективизм, которая была раньше. Мы не учитываем реалии жизни и начинаем работать над различными стратегиями, которые выливаются в нежизнеспособные документы. «Рождаем» мертвую, никому не нужную бумагу, которая на самом деле ничего не меняет.

Сегодня дополнительное образование визжит от гор ненужных бумажек и толп проверяющих. В России таких оценщиков все больше и больше, при этом критерии оценки работы становятся такими сложными, что скоро эффективных педагогов в системе вообще не останется. Бумага, а не человеческая душа, становится главной при оценке эффективности системы.

Дополнительное образование

Дополнительное образование — та система, где человек может найти себя. Если в учебном процессе ученик не может выйти за рамки, то здесь имеет возможность создавать себя таким, каким ему хочется быть. Одной из главных функций дополнительного образования является воспитание, и сегодня почти у каждого из моих коллег свое понимание этого понятия. Вместе с тем воспитание нужно для того, чтобы человек мог чувствовать себя свободным. Свободный человек — тот, который живет по собственным моральным принципам, и пока мы не будем свободными — не сможем победить многие негативные явления в нашей жизни.

Виртуальная коммуникация заменила живое общение, но она не может компенсировать такие моменты, как, например, развитие лидерства. Вы только представьте, какую почву для формирования социальной одаренности дает обычный туристский поход, разве это можно сравнить с коммуникацией в интернете?

Дополнительное образование составляет духовно-идеологический сегмент жизни общества. Главными показателями эффективности работы ДО являются с одной стороны, успешное освоение воспитанниками образовательных программ, заинтересованное отношение к делу, участие в выставках и конкурсах, а с другой — личный профессиональный рост педагога.

В новых жизненных реалиях мы столкнулись с некоторыми проблемами, например, такими как недостаточно разработана нормативная база, отсутствие образовательных программ нового поколения, сложность подготовки педагогов к работе в новых условиях.

Еще по теме  Музыка в моей жизни

Более глобально анализируя систему ДО, можно и нужно акцентироваться на необходимости широкого внедрения таких направлений, как обеспечение образовательного процесса информационно-техническими средствами, а также активизация дистанционных форм обучения с учетом особенностей психофизического развития, социальных проблем, удаленности населенных пунктов.

Сегодня общество предъявляет существенно иные требования к подготовке специалистов для системы образования. Современным учреждениям, в том числе и учреждениям дополнительного образования, больше не нужен педагог-адаптант, умеющий приспосабливаться к конкретным требованиям!

Системе нужен педагог, который умеет создавать благоприятные условия для формирования личности воспитанника, педагог-тьютор, который будет совершать сопровождение и поддержку эффективной образовательной деятельности учащегося. По меньшей мере, системе нужен проектировщик собственной профессиональной судьбы, педагог, который способен решать задачи развития детей производительными, возможно, авторскими педагогическими средствами.

Это на словах, а на деле… Снова двойные стандарты.

Для определения того, что умеет или не умеет педагог, соответствует или не соответствует определенной квалификации, можно определить только систематически посещая его занятия и анализируя их.

Если говорить о результатах обученности, то они зависят от природной одаренности детей, от организации учебного процесса в объединении, от технической оснащенности, от предметной программы. Конечно, при всем этом разные педагоги результат получают тоже разный.

Плохих педагогов в сфере дополнительного образования значительно меньше, чем хороших. Они, конечно, есть. Не без этого. Но куда их девать? Выгонять? Другое дело, что талантливых (как и во всех отраслях человеческой деятельности) единицы. Так это и во всех странах так.

Мне довелось поработать в четырех Домах детского творчества в разных районах Красноярского края. Много было всякого — и хорошего, и плохого. Но вот, что меня поразило — методисты. Да, методисты, которых я встречал — это нечто! Кто они, чем занимаются, как они попали в допобразование?

В большинстве своём это несостоявшиеся учителя, внедренные какими-то закулисными силами в сферу дополнительного образования. Как правило, у них нет профильного образования, скудный стаж работы, полнейшее отсутствие понимания о целях и задачах ДО как института воспитания и образования.

Еще по теме  Позитивное воспитание в семье

Они держатся зубами за свое место, ведь других способов зарабатывать деньги они не знают. А как показать свою оправданность и уместность на занимаемой должности? Профессионалы оказывается никому сегодня не нужны. Нужны так назывемые «эффективные менеджеры», исполнители по принципу: «Чего изволите?»

Все как всегда… Ничего нового. Обычный «синдром маленького начальника» получается. Вот эти маленькие начальники создают впечатление собственной активной работы, шлют своим подопечным указания, приказания, директивы, страшилки-угрозы.  И при этом ничего не знают ни о детском творчестве, ни о детях, ни о педагогах ДО, ни об особенностях творческих объединений, которые курируют.

Им совершенно невдомек, что репутацию, престиж, авторитет в дополнительном образовании делают не они, а педагоги со своими детьми, успешно выступающими на конкурсах, фестивалях, других мероприятиях региона.

В связи с необходимостью читаю много всякой методической литературы в своей области. Пропускаю через свои мозги тысячи страниц, чтобы добраться до сути. И периодически сталкивалась с тем, что за объёмным трудом с красивым названием, по сути, нет никакой информации… Видимо автор переделывал, переписывал под давлением и «мудрым» руководством методиста свое творение и, в конечном итоге, утратил и цель, и смысл своей работы.

Мы забываем о главном, о том, что   методика — это, прежде всего, личное умение,человеческие качества, грамотность и компетентность, чего так не хватает сегодня «менеджерам» дополнительного образования.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.