Совсем скоро эти звонкоголосые ребятишки – шестилетки придут в школу. Хорошо, если школьный учитель музыки имеет возможность познакомиться с детьми еще в дошкольный период. У меня такая возможность была в виде подработки в дошкольных учреждениях.
Дети, с которыми я занимался в детском саду, приходили в первый класс на урок музыки достаточно подготовленными, а главное – они знали меня, встреча в школе была обоюдно приятной. У нас не было долгих привыканий и «притираний», мы сразу включались в рабочий процесс, сэкономив массу времени.
С шестилетками следует хорошенько поработать над певческими навыками, певческой установкой, постоянно следить за положением корпуса, плеч, головы, рук, ног. Обратите внимание на посадку детей на стул. Ноги должны быть согнуты в коленях и упираться в пол полной ступней. Не давайте им разваливаться на стуле.
Сидеть они должны на середине стула, спина при этом должна быть прямой, а руки свободно, без напряжения, лежать на коленях. Не разрешайте детям мотать ногами из стороны в сторону во время пения. И, хотя их неусидчивость, подвижность – естественны, старайтесь все же сохранять классическую правильную певческую установку. Не забывайте о голове и шее. Голову дети должны держать прямо, шея выпрямлена.
Как видим, позиция для пения достаточно статична, и на первых порах будет достаточно трудно приучать детей держать правильную певческую установку. Особенно это касается пения стоя. При этом шея и корпус выпрямлены, ноги расставлены на 1-2 ширину ступни, руки свободно опущены вдоль туловища. Следите за коленями – они не должны быть согнутыми. И подбородок: он не должен быть поднят или опущен.
Работа над певческим дыханием шестилеток имеет некоторые особенности. Главная задача: научить детей правильно делать выдох постепенно и правильно расходовать запас воздуха на всю продолжительность мелодии. Вдох должен быть коротким, энергичным и с небольшой задержкой. Не допускайте поднятия плеч.
Художественное вокальное исполнение включает в себя правильный, красивый, мощный певческий звук. Основной метод вокальный работы с дошкольниками является показ, словесное пояснение и специальные вокальные упражнения.
Не торопитесь петь с детьми недостаточно хорошо усвоенный материал. Добивайтесь качественного заучивания мелодии и слов.