Каждый преподаватель использует на своих уроках игровые моменты. Особенно касается это начальной школы. Учителя музыки также используют игру на своих уроках. Это могут быть и музыкальные игры, решающие специфические музыкальные обучающие задачи, и игры развлекательного характера. А уж организаторам детского досуга при проведении школьных вечеров, праздников, дискотек обойтись без игр просто невозможно. Давайте разберемся сегодня, что такое игра, и какие проблемы воспитательного характера можно решить с помощью игровой деятельности.Большое место в жизни ребенка занимают собственно игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. Без игр немыслимо детства. Вопросами понятия детской игры, ее происхождения занимались многие исследователи детской психологии. Немецкий ученый К. Гросс в работе «Душевная жизнь ребенка» развивает теорию детской игры. Он сопоставляет место игры в жизни взрослых и детей: «Между тем как у нас, взрослых, игра представляет собой лишь побочное явление, которое отступает на задний план перед серьезной жизненной борьбой, у ребенка она составляет главное содержание его жизни. Детское существование преимущественно состоит из действующей игры, пока у него не врывается насильственное воспитание «. Исследователь развивает свою теорию происхождения детской игры. Это «теория упражнения, или самовоспитания». Частично соглашаясь со Спенсером, что подражание является одним из критериев детской игры, Гросс смотрит на игру как на средство подготовки ребенка к дальнейшей жизни. Но не все игры могут быть объяснены при помощи теории упражнения. Это вынуждает исследователя соглашаться и с теорией отдыха (игра чередуется с работой, и в этом облегчение, отдых для организма), особенно в отношении игры детей школьного возраста.Широкое толкование понятия детской игры, ее развития дает Е. Покровский. Его теория довольно интересна и заключается в следующем. Первые проявления игры наблюдаются у совсем маленьких детей. К таким проявлениям Покровский относит «проблески мозговой деятельности с выражением в то же время удовольствия, первые неумелые движения его (ребенка) с выражением радости». Когда движения ребенка становятся более осмысленными, он начинает использовать для игры различные предметы, это следующий этап в развитии игры. В этом смысле игра есть средство общения ребенка с окружающим миром.
Научившись координировать свои движения и пользоваться различными предметами, ребенок пытается в играх подражать тому, что делают другие. Потом у малыша появляется стремление к эксперименту и анализу в самой примитивной их форме. Игра приобретают форму многократного повторения каких-то движений (переливание жидкости, игра с песком, метание камешков в воду). Это раскрывает перед ним причины и связь тех явлений, которые ему удалось заметить.
От анализа ребенок переходит к творчеству. Даже в такой, казалось бы, примитивной игры, как скакание на палочке, он находит много интересного для себя, это настоящий акт творчества. Можно соглашаться или не соглашаться со всей предысторией игры, которую дает Покровский. Но вывод его о том, что игра — это творчество, является, безусловно, правильным. «Каждая игра имеет свои особенности и правила, — пишет он, — каким дети обычно стараются подчиняться, но … нет ни одной игры такой, в какой бы дети не фантазировали по-своему и при этом каждый согласно своим душевным качествам».Детские игры, их происхождение нельзя рассматривать в отрыве от творческой деятельности взрослых. Давно было отмечено, что детская этнография есть отражение этнографии взрослых. Вообще игра, ее происхождение теснейшим образом связана с трудовой деятельностью человека.
Г. В. Плеханов в «Письме без адреса» подробно анализирует вопрос о происхождении игры и подчеркивает мысль об обусловленности игры работой. Игра, как утверждает Плеханов, порождается стремлением снова почувствовать удовольствие при применении новых навыков и силы. Игры же детей — няньканье кукол, игра в гости и т д.- являются «театральными представлениями деятельности взрослых»
Игра и возникает в ответ на потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. Этим объясняются специфические черты игр разных народов и то, что они наиболее свойственны среде детей и молодежи. Игры разных народов при общности многих черт имеют специфические отличия, вызванные условиями жизни и работы. Русские игры, как вообще игры восточных славян, тесно связаны с земледельческой деятельностью человека, с бытом и жизнью крестьянства, с окружающей природой. Многие игры осонованы на подражании движениям, действиям при определенных сельскохозяйственных работах: «Просо», «Мак» и др. Некогда они имели магические, культовые функции, которые с течением времени утрачивались, в результате чего менее прочной стала связь между играми и хороводами и поэтическими текстами, которые их сопровождали.
Большую трудность представляет собой классификация детских игр. Каждый их собиратель и исследователь вырабатывает собственную систему в зависимости от тех целей, которые он ставит при изучении или публикации этого очень интересного и важного вида детской творческой деятельности. И действительно, какой бы принцип классификации игр мы ни выбрали, строгое распределение их по отдельным группам провести очень трудно.
Характер игр меняется, прежде всего, в зависимости от возраста детей. Самые маленькие дети, которые еще не могут проявлять своих возможностей самостоятельно, принимают участие в игре пассивно, т.е. они на первых порах выступают созерцателями того, что предлагают им взрослые. Простые такие игры — Забавлялки типа «Ладушек», «Сороки-вороны», «Козы рогатой» и др. Приобретение самостоятельности в действиях определяет следующий этап в игре, когда дети начинают сами, без помощи и руководства старших организовывать свое время. Многие игры этого периода носят подражательный характер, когда участники игры делают то же, что ведущий; вторые представляют собой сложное явление, когда каждый участник выполняет определенную роль и каждый этап игры сопровождается соответствующими ему приговорами, пением, словесными формулами. Такие игры считают высшей степенью игры, и видеть в них зачатки драмы.
Исследователи игровой деятельности при рассмотрении игр основное внимание уделяют наличию у них определенных словесных формул, что делает игры действительно драматизированными действами. С такой точки зрения игры выделяют как формальные, т.е. традиционные, которые вылились в конкретные формы, связанные большей частью со словесными формулами, приговорами и песнями. Сюда же относятся и хороводные игры. А вот к следующей группе относят игры-импровизации. Они также могут сопровождаться выкриками, пением, речитативами, но не в такой степени связаны строгими правилами.
Как видим, из поля зрения выпадают игры (а их немало), которые в большей степени являются физическими, с определенными традиционными нормами, но без словесного оформления. Исследователь Е. Романов предложил выделить два больших раздела игр:
1) игры, которые развивают в детях наблюдательность, сообразительность, вдумчивость, изобретательность, выдержанность, чувство справедливости и т д. (Их он называет интеллектуальными);
2) игры физические, развивающие силу, ловкость, зрение, слух и т.
К сожалению, при распределении собранного материала исследователь придерживается такой системы, и теперь трудно определить, какие именно образцы он относил к каждой группе. Допустимое и приемлема в своей основе классификация Романова имеет неточности в детализации воспитательных задач игр: игры физические не в меньшей степени развивают наблюдательность, выдержку, чувство справедливости.