Главная » Песенки — считалки

Песенки — считалки

автор Юрий Петрович
243 просмотры

К игровому фольклору относятся музыкальные считалки. Этот простой жанр народного творчества можно успешно использовать на уроках музыки в школе и на музыкальных занятиях в детском саду в качестве увлекательных упражнений на развитие дикции, ритмических данных, распевок. Что такое считалки. Это небольшие стихотворения или песенки юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, выбираются действующие лица или ведущие. Чтобы всех участников игры разделить на группы, чаще всего обращаются к жеребьевке, которая также часто представляет собой рифмованные приговоры. Двое участников договариваются, кто кем будет, а потом участники игры выбирают по очереди один из указанных предметов.Песенки - считалкиВажную роль в считалки играет ритм. Он определяет правильность пересчета. Скандированное произношение считалки сопровождается определенными движениями (например, указанием в каждого участника), которые повторяются равномерно, строго ритмично. Свое название такие произведения получили, видимо, по той причине, что ведущее место в них занимает счёт. На каждую цифру дается рифмованная фраза.

Много считалок начинается с простого отсчета, например до пяти (известная считалка про зайчика, который «вышел погулять«) или до десяти: «… десятьвыплыл ясный месяц«, «… десятьцарь хотел меня повесить» и др. Перечень здесь является заделом, после его разворачивается небольшой сюжет. Некоторые считалки, сами не давая перечня, требуют его в ответе на вопрос.

Такие песенки, основанные на цифрах, исследователи относят к ранним образцам песенного творчества. Английские исследователи, проанализировав богатый материал творчества разных народов, пришли к выводу, что как раз эти песни отразили те степени, которые прошло человечество прежде чем научилась считать.

О давности считалок свидетельствуют факты иносказаний в перечислении, что связано с суеверием наших предков, которые верили, что прямой перечень может повредить делу, и поэтому придумывали различные формы, чтобы както завуалировать истинный смысл и цель перечняС течением времени считалки потеряли свою первоначальную основу, превратились в обычную игру и полностью перешли в детский репертуар.

Еще по теме  Урок музыки в 4 классе. «Музыка без границ»

В игре считалка имеет силу закона, она предотвращает возможность своевольства или злоупотребления силой, положением. Какого бы содержания ни были считалки, они очень часто заканчиваются указанием на того, кто или выбывает из них, или становится ведущимНазначение, функция считалки обусловливает особенности ее содержания, композиции. Это или небольшой законченный сюжет, или только намек на некое происшествиеи неожиданная концовка:
«Афанасий, Афанас! Твоя жена у нас свалилась в квасЛови семь лет нас!» 

В качестве считалок применяются и коротенькие песенки. В таком случае ведущим становится тот, на кого попадет последнее слово песниМногие считалки являются случайным сочетанием слов, они не имеют понятного для нас смысла. Объясняется это разными причинами. Одни из считалок могли перейти из фольклора другого народа в своем первоначальном виде и поэтому без перевода теряют смысл; в некоторых искажение объясняется их длительном использованием в различных ситуациях: то, что было понятно во время возникновения, теперь свой смысл потеряло.

Теперь считалкиэто только детская сфера фольклора, а дети способны все превращать в игру. К. Чуковский неоднократно подчеркивал стремление маленьких заниматься игрой необычными звуковыми сочетаниями. «Даже если ребенок становится старше, у него часто возникает потребность поразвлечься и поиграть словами, потому что оно не сразу привыкает к тому, что слова выполняют только деловую, коммуникативную функцию.» Примечательно, что иногда считалки применяются самостоятельно, не предваряя игры, как забава, которая увлекает детей содержанием и произношением.

Считалкивид народного творчества, который постоянно развивается. В значительной мере они пополняются творчеством самих детей. Считалки подвластны влиянию нового времени. Тематические границы их расширились, включив городские мотивы, обогатилась их лексика, связанная с технизацией, с новыми явлениями и событиями.

Еще по теме  Современный урок музыки. Точка зрения

Нотный пример песенки-считалки:Песенки - считалки

Песенки - считалки

Песенки - считалки

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.