К игровому фольклору относятся музыкальные считалки. Этот простой жанр народного творчества можно успешно использовать на уроках музыки в школе и на музыкальных занятиях в детском саду в качестве увлекательных упражнений на развитие дикции, ритмических данных, распевок. Что такое считалки. Это небольшие стихотворения или песенки юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, выбираются действующие лица или ведущие. Чтобы всех участников игры разделить на группы, чаще всего обращаются к жеребьевке, которая также часто представляет собой рифмованные приговоры. Двое участников договариваются, кто кем будет, а потом участники игры выбирают по очереди один из указанных предметов.Важную роль в считалки играет ритм. Он определяет правильность пересчета. Скандированное произношение считалки сопровождается определенными движениями (например, указанием в каждого участника), которые повторяются равномерно, строго ритмично. Свое название такие произведения получили, видимо, по той причине, что ведущее место в них занимает счёт. На каждую цифру дается рифмованная фраза.
Много считалок начинается с простого отсчета, например до пяти (известная считалка про зайчика, который «вышел погулять«) или до десяти: «… десять — выплыл ясный месяц«, «… десять — царь хотел меня повесить» и др. Перечень здесь является заделом, после его разворачивается небольшой сюжет. Некоторые считалки, сами не давая перечня, требуют его в ответе на вопрос.
Такие песенки, основанные на цифрах, исследователи относят к ранним образцам песенного творчества. Английские исследователи, проанализировав богатый материал творчества разных народов, пришли к выводу, что как раз эти песни отразили те степени, которые прошло человечество прежде чем научилась считать.
О давности считалок свидетельствуют факты иносказаний в перечислении, что связано с суеверием наших предков, которые верили, что прямой перечень может повредить делу, и поэтому придумывали различные формы, чтобы как—то завуалировать истинный смысл и цель перечня. С течением времени считалки потеряли свою первоначальную основу, превратились в обычную игру и полностью перешли в детский репертуар.
В игре считалка имеет силу закона, она предотвращает возможность своевольства или злоупотребления силой, положением. Какого бы содержания ни были считалки, они очень часто заканчиваются указанием на того, кто или выбывает из них, или становится ведущим. Назначение, функция считалки обусловливает особенности ее содержания, композиции. Это или небольшой законченный сюжет, или только намек на некое происшествие — и неожиданная концовка:
«Афанасий, Афанас! Твоя жена у нас свалилась в квас — Лови семь лет нас!»
В качестве считалок применяются и коротенькие песенки. В таком случае ведущим становится тот, на кого попадет последнее слово песни. Многие считалки являются случайным сочетанием слов, они не имеют понятного для нас смысла. Объясняется это разными причинами. Одни из считалок могли перейти из фольклора другого народа в своем первоначальном виде и поэтому без перевода теряют смысл; в некоторых искажение объясняется их длительном использованием в различных ситуациях: то, что было понятно во время возникновения, теперь свой смысл потеряло.
Теперь считалки — это только детская сфера фольклора, а дети способны все превращать в игру. К. Чуковский неоднократно подчеркивал стремление маленьких заниматься игрой необычными звуковыми сочетаниями. «Даже если ребенок становится старше, у него часто возникает потребность поразвлечься и поиграть словами, потому что оно не сразу привыкает к тому, что слова выполняют только деловую, коммуникативную функцию.» Примечательно, что иногда считалки применяются самостоятельно, не предваряя игры, как забава, которая увлекает детей содержанием и произношением.
Считалки — вид народного творчества, который постоянно развивается. В значительной мере они пополняются творчеством самих детей. Считалки подвластны влиянию нового времени. Тематические границы их расширились, включив городские мотивы, обогатилась их лексика, связанная с технизацией, с новыми явлениями и событиями.
Нотный пример песенки-считалки: