Научись играть сам        30 марта 2013        1417         Комментариев нет

Интонирование на баяне

Проблемы интонирования довольно сложны и сопровождают музыканта в течении всего периода обучения: в музыкалке, училище, консерватории. Отсюда следует, что, начиная с самых первыхзанятий на инструменте, нужно уделять ей особое внимание. Итак,  что же такое интонация? В старых музыкально-педагогических школах развитие музыкального слуха долго не считалось одной из важнейших задач в обучении музыке. И лишь в конце XIX века музыкальная педагогика пришла к выводу, что развитый музыкальный слух — основа творческой работы исполнителя. Были намечены следующие направления воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Значение внутреннего слуха, слуховых представлений, воображения поистине огромно для музыканта -  инструменталиста.

P1000577

Именно на работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на баяне должны быть направлены и постановка исполнительского аппарата, и самые простейшие навыки звукоизвлечения, и  развитие музыкального слуха, и, наконец, координация движений.

Начиная заниматься игрой на баяне,вы довольно долго будете приспосабливаться  к инструменту. Длительность подобной адаптации зависит от возраста, физических данных, величины и качества инструмента, на котором вы будете играть. К «убитому», «сифонящему» инструменту, естественно, и дольше приспосабливаться придется.

Определенные трудности возникают у начинающих при освоении приемов меховедения и звукоизвлечения. Классическая баянная педагогика в данном случае долгое время будет вас заставлять постигать азы правильного сидения на стуле при игре, правильного движения меха. Этот период может затянуться на месяцы и отбить у вас желание освоить баян хотя бы на бытовом уровне. Я бы посоветовал не зацикливаться на этих предварительно-подготовительных периодах, а больше времени проводить с инструментом, упражняя свой музыкальный слух. Пользы будет намного больше, чем от многочасового сидения на середине стула без опоры на спинку. Помните: музыкальная интонация – носитель музыкальной мысли, а это означает, что выразительное интонирование является основой исполнительского мастерства и должно усиленно и всесторонне шлифоваться с самых первых уроков обучения игре на баяне.

Изображение 008Как же работать над интонированием начинающему баянисту самостоятельно? Для начала нужно усвоить, что баян — один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу. У него есть своеобразный дыхательный аппарат – мех. Длительность, динамика, характер звучания управляются посредством меха, с одновременным открытием, закрытием, фиксацией клапанов — клавиш. Начинать осваивать приемы звукоизвлечения нужно с упражнений, которые учат верно вести мех. У каждого такого упражнения должен быть свой характер, например: ветерок, буря в стакане, дождик и т.д. Подключая к этим упражнения свое воображение, вы получите очень хорошие результаты в области интонирования. Вообще, интонирование довольно сложная штука. Но нам совершенно не обязательно вникать в его теоретические дебри.

Музыкальное интонирование связано с интонированием разговорным. Как и в обычной речи, смысл и психологическая окраска передаются с определенной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и т.д.).

Постарайтесь с самых же первых занятий учиться передавать различные эмоциональные рисунки посредством баяна. Сложно? Да ничуть! Пусть звук баяна прозвучит вопросительно. Если вы сами прочувствуете вопросительную интонацию, то наверняка сможете баян зазвучать вопросительно. И обязательно подпевайте баяну, «подмурлыкивайте». Такой дуэт будет очень полезен для вашей дальнейшей игры.

2014-11-28_095148

Звучит баянчик 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта