Ребенок с удовольствием экспериментирует с клавиатурой фортепиано. Пытается воссоздать или сочинить какие-то простенькие мелодии. Он может часами сидеть за инструментом, что-то там вымучивая, выигрывая…Возможно на данном этапе он наслаждается процессом.
Вопрос стоит в том, КАК научить ребенка нотам что бы не отбить его желание заниматься музыкой и не сделать эту часть его жизни скучной.
Сейчас для него есть, например, «печальная» музыка. А ему взрослые дяди расскажут, что это всего лишь минорный аккорд у него получился. Всего-то?
И вся магия пропадет, несмотря на то что дяди правы. Для него сейчас музыка — это эмоции. А вы хотите их отнять.
Я бы сказал так — озвученная проблема — это вопрос педагогики мотивации и психологии.
К изучению нотной грамоты нужно мягко, неназойливо побуждать, объясняя, что со знанием нот ученик получит более широкий и глубокий доступ к музыке.
Лично я считаю что нужно это делать после того, как ученик немножко научился играть и проявил стремление к тому что бы импровизировать. То есть ему это нравится и ему это интересно.
Естественно, что учитель, занимающийся с ребенком частным порядком, всем этим заниматься не будет. Он зарабатывает деньги и у него нет на все это времени. У него есть классическая и безупречно работающая отговорка: типа ваш ребенок не хочет учиться. И далее: или заставьте, или идите на хрен.
Настоящий учитель умеет заинтересовать ребенка так что он САМ спросит, что это за закорючки…
Если ребёнок замечательно играет на слух без нотной грамоты и сольфеджио, поверьте, он останется на том-же уровне. Это 99%. Это лишь говорит о наличии слуха и понимания инструмента. Интуитивного. Но дальше развития скорее всего не будет, тем более с музыкальным инструментом – фортепиано, баяном, скрипкой. Ещё нужно посмотреть на то, что именно играет ребёнок, что это кому-то кажется замечательным… Есть вариант, что он продолжит подбирать более сложные вещи и успешно, но это 1%(условно не высокая вероятность).
А вообще универсального подхода нет. Некоторые дети бросят инструмент не зависимо от того правильно ли были созданы условия. Думаю, надо давать столько, сколько сам захочет взять и ничего не ждать от этого. Он ещё начинает жить и ищет что ему интересно.
Почему-то захотелось привести анекдот:
Принес чукча в редакцию свой роман.
Прочитал его издатель и говорит: — Весьма слабовато… А Вы из классиков кого-нибудь читали? Достоевского, Пушкина, Толстого?
На что чукча гордо ответил: — Чукча не читатель, однако. Чукча – писатель.
Так и с любыми азами (грамотой — буквенной либо нотной, основой стихосложения или гармонии): без прочного фундамента ничего прочного не построить.
В деревне, где жила моя бабушка, был пастух дядя Гриша — балалаечник от Бога, неоднократно побеждал на разного рода областных и республиканских конкурсах. А вот когда его спросили на одном из конкурсов «о чём он жалеет», ответил просто: — Жаль грамоте (музыкальной) не обучен. Смотрю в Колькины (сына)ноты, а кроме крючочков ничего не вижу. А он, паршивец, так знатно их выводит…