Ребенок с удовольствием экспериментирует с клавиатурой фортепиано. Пытается воссоздать или сочинить какие-то простенькие мелодии. Он может часами сидеть за инструментом, что-то там вымучивая, выигрывая…Возможно на данном этапе он наслаждается процессом.

Изучение нотной грамоты. Особый подход

Вопрос стоит в том, КАК научить ребенка нотам что бы не отбить его желание заниматься музыкой и не сделать эту часть его жизни скучной.

Сейчас для него есть, например, “печальная” музыка. А ему взрослые дяди расскажут, что это всего лишь минорный аккорд у него получился. Всего-то?

И вся магия пропадет, несмотря на то что дяди правы. Для него сейчас музыка — это эмоции. А вы хотите их отнять.

Я бы сказал так — озвученная проблема — это вопрос педагогики мотивации и психологии.

Я знал немало детей, которые любили музыку. После занятий теорией они становились равнодушными, а потом и вовсе забрасывали это занятие, а если их заставляли заниматься дальше, они начинали ненавидеть и теорию, и всё, что с ней связано. Так, например, ненавидит скрипку мой бывший одноклассник. И хотя то уже давно взрослый дядя его от звуков скрипки корежит, как только он ее услышит.

К изучению нотной грамоты нужно мягко, неназойливо побуждать, объясняя, что со знанием нот ученик получит более широкий и глубокий доступ к музыке.

Лично я считаю что нужно это делать после того, как ученик немножко научился играть и проявил стремление к тому что бы импровизировать. То есть ему это нравится и ему это интересно.

Я считаю, что нельзя начинать обучение музыке, вводя теорию одновременно с овладением инструмента.

Естественно, что учитель, занимающийся с ребенком частным порядком, всем этим заниматься не будет. Он зарабатывает деньги и у него нет на все это времени. У него есть классическая и безупречно работающая отговорка: типа ваш ребенок не хочет учиться. И далее: или заставьте, или идите на хрен.

Настоящий учитель умеет заинтересовать ребенка так что он САМ спросит, что это за закорючки…

Если ребёнок замечательно играет на слух без нотной грамоты и сольфеджио, поверьте, он останется на том-же уровне. Это 99%. Это лишь говорит о наличии слуха и понимания инструмента. Интуитивного. Но дальше развития скорее всего не будет, тем более с музыкальным инструментом – фортепиано, баяном, скрипкой. Ещё нужно посмотреть на то, что именно играет ребёнок, что это кому-то кажется замечательным… Есть вариант, что он продолжит подбирать более сложные вещи и успешно, но это 1%(условно не высокая вероятность).

Вопрос в том, как не загубить этот импульс — невмешательством или наставничеством? Думаю, надо просто дать ненавязчивое обучение основам. Даже не обучение, а информационное сопровождение, скажем так. На каждом этапе развития своего интереса к инструменту от этой информации пусть он возьмёт то, что ему нужно. Что мимо ушей пропустит — вспомнит и поймет позже. Это довольно сложная задача с учётом того, что у родителей сразу появляются зачастую необоснованные ожидания и они начинают давить на юного музыканта с обучением.

А вообще универсального подхода нет. Некоторые дети бросят инструмент не зависимо от того правильно ли были созданы условия. Думаю, надо давать столько, сколько сам захочет взять и ничего не ждать от этого. Он ещё начинает жить и ищет что ему интересно.

Почему-то захотелось привести анекдот:

Принес чукча в редакцию свой роман.

Прочитал его издатель и говорит: — Весьма слабовато… А Вы из классиков кого-нибудь читали? Достоевского, Пушкина, Толстого?

На что чукча гордо ответил: – Чукча не читатель, однако. Чукча – писатель.

Так и с любыми азами (грамотой — буквенной либо нотной, основой стихосложения или гармонии): без прочного фундамента ничего прочного не построить.

В деревне, где жила моя бабушка, был пастух дядя Гриша — балалаечник от Бога, неоднократно побеждал на разного рода областных и республиканских конкурсах. А вот когда его спросили на одном из конкурсов “о чём он жалеет”, ответил просто: – Жаль грамоте (музыкальной) не обучен. Смотрю в Колькины (сына)ноты, а кроме крючочков ничего не вижу. А он, паршивец, так знатно их выводит…