Я обучаю детей игре на баяне более 40 лет, и вижу, к сожалению, что всё меньше дети занимаются дома и все меньше родителей это волнует. Никакие объяснения, что если хочешь научиться играть, то нужно играть ежедневно, не помогают. Запихивают детей на множество занятий — хореография, театральные студии, рисование, спортивные секции. Дети, естественно, еле успевают школьные уроки делать. Когда же тут заниматься музыкой.
Вот и толчем воду в ступе из урока в урок, чтобы хоть как-то выполнять программу по самому минимуму, педагоги нервничают, что дети не успевают, уроки становятся неинтересными и для учеников, и для преподавателей — а кому интересно из урока в урок повторять одно и то же.
А заниматься дома он будет при соблюдении всего двух условий: во-первых, у него есть для этого каждый день хотя бы час свободного времени, а во-вторых, если родители требуют от него этих ежедневных занятий, а на первых порах и участвуют в них, хотя бы просто рядом посидят и задание прочитают ребенку. И никакого «кошмара музыкальной школы» не будет.
Родители словно живут на другой планете, где не нужно ни к чему относиться серьёзно, что касается ребёнка. Мол, он ребёнок — пусть играется. Вот так и в жизни потом будет. Хоть я и абсолютно «за» развитие детей во всех направлениях, но этот перегруз может только навредить нервной системе ребёнка + отнять время на бесполезный труд.
Булгаков говорил в своем «Мольере», что ни одно учебное учреждение не дает образования, образование каждый себе получает сам. Учебные учреждения учат учиться и здесь уже педагоги могут быть разного уровня. Музыканта не надо мотивировать — он сам в собственном опыте находит мотиваторы, стремится чего то достичь. Если у него не прорежется этот дар, здесь ничем помочь нельзя.Существуют некие «шаблоны» в обучении, которые многие десятилетия присутствуют в музыкальных школах. Программа «заточена» под то, чтобы по окончании обучения получались «рихтеры-гилельсы-горовицы» и т. п. А таких максимум 5-10 процентов едва ли наберётся (не «выдающихся пианистов», а тех, кто по-настоящему любит классическую музыку).
И ещё происходит «отторжение» от классики, что ещё хуже. Поэтому должно быть, наверное, и раздельное обучение тех, кто более способен к классике и тех, кто тяготеет к эстраде и т. д.
Бывают дети, которые с удовольствием слушают и исполняют классику и абсолютно равнодушны к поп-культуре. Но большинство, скорее, наоборот.
Но вряд ли такие «реформы» государственного музыкального образования произойдут: «по инерции» катиться легче…
Можно это использовать, и помогать этот интерес удерживать и развивать. А можно тупо отсеивать неусидчивых, а работать только с уже готовыми мотивированными, умненькими, желательно с каменной жопой. К сожалению, у нас в стране именно второй путь возведен в абсолют, а первый считается блажью и чушью.
Несколько мыслей о музыке:
«Музыка — это язык, который объединяет всех нас и позволяет выразить свои эмоции.»
«Я верю, что музыка способна изменить жизни своих слушателей, она является исцеляющей силой для души.»
«Музыка должна быть доступна для каждого. Она обогащает нас и открывает новые горизонты для самовыражения.»
«Важно учить детей осваивать различные жанры музыки, чтобы они могли обогатить свой внутренний мир.»
«Музыка обладает удивительной силой порождать эмоции и влиять на наше настроение. Это важно учитывать при выборе композиций для обучения.»
«Музыка — это не просто набор нот, это способ общения и самовыражения, который имеет огромное значение для нашей культуры.»