Организация музыкальных концертов для детей с их участием.
Функции музыки на концерте могут быть различными:
— иметь самостоятельное значение (тематические вечера, разбор отдельных произведений и т.д.), являться прямой иллюстрацией (теоретические вечера о форме, гармонии, полифонии);
— быть как бы «косвенной» иллюстрацией, связанной с темой вечера;
— быть средством создания определенной атмосферы, той среды, в которой будет проходить мероприятие.
При подготовке музыкального материала для того или иного концерта нужно представлять себе то эмоциональное впечатление, которое может оказать он на слушателей, в каком контексте прозвучит. Концерт не может считаться удачным, если не найдена форма его проведения (распределение материала во времени). Длинные паузы (при входе исполнителей, перестановка инструмента и т.д.), невнятная речь, заторможенная реакция аудитории — все это способно погубить самую хорошую задумку.Длина концерта для детей младших и старших классов различны. Для младших школьников одно отделение (если он состоит из двух) не превышает 35 — 40 минут. Музыка в нем звучит 25 — 30 минут, остальное время дается слову. Для детей среднего и старшего школьного возраста длина отделений концерта увеличивается. Так, если концерт состоит из двух отделений, то каждый может продолжаться 50-60 минут. Музыка в каждом из них (в зависимости от темы) продолжается 40 — 45 минут. Желательно составлять подробный план всего концерта по минутам. Антракт должен продолжаться не более 15 — 20 минут. Во время его дети могут познакомиться с выставками в вестибюле, купить книгу о музыке, диски с записями, общаться между собой.
Ведущий — наиболее важное действующее лицо концерта. Он рассказывает о замысле концерта, его теме, сосредоточив внимание на проблемах, которые с ним связаны, дает аннотацию на произведения, которые исполняются, представляет исполнителей. Задача ведущего состоит в том, чтобы сделать концерт динамичным, интересным, перейти от монолога к живой беседе с аудиторией.
Желательно не переносить механически схему взрослого концерта на детскую аудиторию, а искать свои формы. Интересным в этом плане опыт театрализованного концерта, главным действующим лицом которого является музыка. Такой концерт позволяет дать различные сведения о музыке в форме диалогов, споров, игровых ситуаций, загадок.Не вызывает сомнения, что создание установки на восприятие музыки является очень важным моментом воспитания правильного восприятия музыки. Установка подготавливает к восприятию музыкального произведения, настраивает духовные силы слушателей в определенном направлении. Цель установки заключается в создании педагогом заинтересованных в эмоциональном отношении учащихся к музыкальному произведению, которое будет прослушиваться. Напряженная тишина аудитории, радость ожидания, музыканты должны быть впереди ее восприятия.
Приемы, используемые для этой цели, могут быть разнообразными: это может быть вступительное слово ведущего, рассказ о творчестве композитора, музыкальных образах его произведений. При этом очень важно, чтобы заинтересованность ведущего, его поэтический, образный рассказ, эмоциональный настрой передался слушателям, выступал как стимул интересов учащихся. Желание слушать возникает тогда, когда дети не только понимают, что говорит ведущий, но и то, как он это говорит — эмоционально, увлекательно, ярко.
Сама атмосфера концертов, как и всех мероприятий для детей должна быть доброжелательной и естественной. Очень важно правильно выбрать место проведения мероприятия. Успеха концерта способствует заинтересованность сотрудников, обеспечивающих его.
В эстетическом воспитании слушателей может участвовать и реклама концертного мероприятия, т.е. его пропаганда. Афиша должна иметь свое лицо, быть яркой, выделяться среди других. Надо чтобы ребенок, школьник, подросток издалека видели «свою» афишу.
Первая встреча слушателя с концертом начинается с пригласительного билета. Его оформление и содержание сами по себе должны привлекать внимание и воспитывать. Школьников необходимо познакомить с правилами поведения на концертах и музыкальных спектаклях, которые можно напечатать на второй странице пригласительного билета. Правила поведения усваиваются на практике, во время концерта.Еще одна из форм пропаганды музыкальных знаний — выпуск специальных буклетов. Дети, которые купят их на концертах, в домашних условиях смогут вместе с родителями продолжить разговор о музыке. Разумеется, буклеты должны быть красиво оформленные, их текст – понятным и коротко изложенным.
«Музыка — искусство, которое обладает большой силой эмоционального воздействия на человека и именно поэтому оно может играть большую роль в воспитании духовного мира детей и юношества«.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
Эти важнейшие положения должны лежать в основе всей музыкально-воспитательной работы. Но для того, чтобы эти требования стали реальными, общее воспитание должно позаботиться о максимально широком кругозоре человека, о формировании способностей чувствовать и понимать явления жизни.