Наш век можно охарактеризовать как время научно-технических и культурных открытий. На данном этапе решаются важнейшие проблемы в области науки, культуры и искусства. Главная же роль в этих процессах отводится человеку с гуманистическими ценностями и развитой творческой активностью.
Политические и социальные преобразования в нашей стране влекут за собой изменения в сознании и поведении общества, изменились и требования, предъявляемые обществом к современному человеку. Возрастает спрос на творческую, инициативную личность, воплощающую в жизнь новые идеи и замыслы.Любительский музыкальный коллектив это такая психологическая среда, куда не приходят поневоле. Большинство любителей приходит в музыкальный коллектив с желанием и стремлением учиться и выступать на сцене. Формами современного любительского музыкального творчества являются: студии и кружки при домах культуры, студенческие коллективы и т.д.
Существует ряд педагогических условий способствующих воспитанию в любительском коллективе такого важного чувства как чувство гуманизма. К этим условиям относятся: социально пропагандистская направленность деятельности любительского музыкального коллектива; этнокультурная специфика гуманистических ценностей; культурное общение руководителей, участников и зрителей в любительском коллективе.
В социально-пропагандистской деятельности любительского музыкального коллектива основное место занимает участие в массовых зрелищных представлениях, пропагандирующих национальное искусство и культуру. Духовное общение молодежи внутри любительского музыкального коллектива и с публикой во время выступления создает возможность реального воздействия на участников, на их ценностные установки, вкусы, а через них на поведение вообще.
Воспитание посредством живых контактов с художественными и гуманистическими ценностями, заложенными в любительском музыкальном творчестве, формируют у молодежи глубокую отзывчивость ко всему подлинному, духовному, а значит, истинно ценному. Социально-пропагандистская деятельность любительского музыкального коллектива направлена на формирование у участников и зрителей гуманистических ценностей, таких, как добро, справедливость, отзывчивость, храбрость, долг, совесть, любовь и т. д. Включение в процесс воспитания данных гуманистических качеств позволяет участникам пропагандировать со сцены общечеловеческие ценности.
Следующее педагогическое условие связано с этнокультурной спецификой гуманистических ценностей. Этническая культура это историческая совокупность материальных, духовных, этических и эстетических ценностей, созданных представителями этноса в процессе своего социокультурного развития.
Культура этноса раскрывает специфику творчества конкретного народа, особенности его миропонимания и мировоззрения, выражает общечеловеческую сущность жизнедеятельности этноса, его отношение к социальным и историческим процессам. Этнокультура выступает важным средством воспитания человеческого в человеке, развития его лучших сторон в их различных проявлениях. Именно поэтому этнокультура органично входит в целостную систему образования. Гуманистический компонент национальной культуры является ценностно-смысловой сущностью формирования личности любой национальности.
Для усвоения гуманистических ценностей используют различные формы, как, например, выступления участников музыкальных коллективов на общегородских национальных праздниках, проведение календарных, религиозно-обрядовых праздников, участие на конкурсах, фестивалях.Как педагогическое условие, этнокультурные гуманистические ценности способствуют осмыслению содержания гуманизма и закреплению гуманистических убеждений через активную творческую деятельность в любительском коллективе. Во время образовательной, культурно-просветительской деятельности участники получают возможность проявить весь творческий потенциал и почувствовать свою значимость и необходимость в выполнении важной миссии охранения, развития и пропаганды традиционной культуры.
Еще одно педагогическое условие направлено на реализацию культурного общения руководителя, участника и зрителей в любительском творчестве. В современной ситуации остро ощущается потребность в таком человеческом взаимодействии, которое при всём различии взглядов строится на принципах доверия, взаимопонимания, сотрудничества. Одним из таких средств является использование диалога в творческом процессе. Оптимально организованный диалог развивает мотивацию участников и творческий характер их деятельности, формирует личность, обеспечивает благоприятный и эмоциональный климат обучения и воспитания, позволяет максимально раскрыться каждому участнику.
Из сотворчества педагога и обучаемого в художественно-воспитательном процессе следует, что учение принимает форму диалога, где кругозор педагога неизбежно взаимодействует с кругозором учащегося и процесс обучения и воспитания протекает на личностно-значимом уровне, превращаясь в межличностный процесс.
В связи с этим, при организации работы в любительском коллективе необходимо стремиться реализовать следующие задачи: активизировать познавательную деятельность участников, развить их мышление и речь во время диалога; сформировать у участников потребность постоянного дружеского общения, понимания друг друга; раскрыть способности каждого участника диалога к сохранению дружеских отношений; воспитать культуру общения, предоставить каждому возможности для самореализации.Таким образом, занятия любительским музыкальным творчеством обладают большим воспитательным потенциалом, они способствуют воспитанию и закреплению гуманистических ценностей, психологическому раскрепощению личности, развитию индивидуальности. Любительский музыкальный коллектив дает возможность соучастия в социально значимой жизнедеятельности общества с целью его преобразования и развития. В процессе занятий любительским музыкальным творчеством формируется также музыкальный вкус личности, что способствует регуляции отношений, поступков на основе гуманистических ценностей и образцов поведения и деятельности.
Под воздействием любительского музыкального творчества происходят изменения во внутреннем мире человека, психологических установках, проявляются и формируются социально ценные качества и свойства характера, эмоционально-нравственная культура. Музыкальное любительское творчество это не есть только лишь занятия музыкой, это, прежде всего воспитание человека.