Варианты составов оркестров и ансамблей баянов зависят от конкретных задач и условий, в которые поставлены исполнители и руководитель. Но во всех случаях следует помнить о чистоте составов: оркестры и ансамбли баянистов, как правило, должны состоять из гармоник и ее разновидностей.
Введение других инструментов может носить эпизодический характер. Конструктивные возможности гармоники – баяна далеко не исчерпаны, последние достижения в новых моделях и схемах инструмента дают право говорить о дальнейшей «симфонизации» оркестра баянистов за счет получения новых баянных тембров и красок.Следует привести гармоники к единому общему виду – инструменты могут отличаться формой корпуса, размерами, но они должны иметь принципиально одинаковую форму клавиатуры, одинаковый способ звукоизвлечения – они должны быть гармониками.
Иначе говоря, «симфонизация» баянного оркестра должна идти по линии создания инструментов, имеющих уже известные тембровые краски, и создания новых тембров при сохранении исходного типа инструмента – гармоники.
Для этого нужно время, много труда и затрат – все это в конечном итоге даст возможность создания наиболее совершенного состава баянного оркестра.К сожалению, как уже отмечалось выше, тембровые инструменты проходят стадию экспериментальных поисков и являются достоянием лишь отдельных коллективов, поэтому вопрос о принципиальной чистоте баянного коллектива сегодня не носит теоретический характер.
Учитывая рост баянных оркестров и закономерное желание получить как можно больше новых тембровых красок, считаем необходимым остановиться на возможных вариантах составов; некоторые из них являются пока компромиссными.
Несколько слов о понятиях «оркестр гармоник» и «оркестр баянов». Принципмальной разницы в этих понятиях не существует. Быть может, целесообразнее в будущем именовать коллективы «оркестрами гармоник», так как это больше будет отвечать действительному положению вещей. Гармоника является исходным инструментом, от которого идут все известные разновидности и типы, поэтому название «гармоника» имеет собирательное значение.От нее получили дальнейшее развитие: концертина (в Англии), аккордеоны (в Австрии), банденоны (в Германии) и другие разновидности. От хроматической гармоники идет и современный баян, который является наиболее обобщенной и признанной в настоящее время схемой.
Баянный оркестр следует комплектовать только из баянов. Нельзя узко принимать это положение. За прошедшее время усилиями мастеров и исполнителей создано достаточно много моделей и схем, видов и типов инструментов, которые по их качествам далеко ушли вперед. Уже сейчас есть возможности для комплектования оркестра инструментами, являющимися разновидностями баяна, то есть инструментами, имеющими баянную клавиатуру и новые динамические и тембровые качества. Форма инструментов может меняться при сохранении принципа звукоизвлечения.