Главная » Музыка в общеобразовательной школе. Заметки учителя музыки

Музыка в общеобразовательной школе. Заметки учителя музыки

автор Юрий Петрович
168 просмотры

Споры о школьном музыкальном образовании ведутся давно. Каких только идей не выдвигается в результате этих дискуссий, каких только методов и не предлагается. Однако, как обычно, а воз и ныне там. Сказать, что с музыкальным образованием сегодня что-то не так, это не сказать совсем ничего. Более того, не трудно заметить, что повсеместно наблюдается развал системы музыкального образования. Об этом может сказать любой учитель музыки в общеобразовательной школе.Музыка в общеобразовательной школе. Заметки учителя музыкиВажной проблемой современного музыкального образования стала популярная музыка. Школа не только мощно влияет на расширение музыкальных интересов учеников, но даже в какой-то мере укрепляет веру в то, что современная музыка — это только песни в разных стилях, а все наследие европейской и мировой культуры является частью истории, а не современной культуры. Существуют весьма модные и распространенные методы, которые в качестве основы обучения принимают музыку, близкую к ученику, то есть популярную и востребованную на данный момент.

Хотя нельзя отрицать необходимости устанавливать культурные контакты с учащимися и участвовать в диалоге и обсуждении музыки, которая их интересует и завораживает, нельзя ставить под сомнение необходимость представления современной музыкальной культуры в полной мере.

При подыгрывании педагогами музыкальным запросам учащихся (особенно подростков) классическая, автономная и художественная музыка становится лишь куцым обрывком социальной жизни прошлого и настоящего. Из-за небольшого количества часов музыкальной деятельности молодые люди знакомятся с выдающейся музыкой только в теории или осваивают ее только короткими выделенные фрагментами. Причем, в большинстве случаев это происходит бессистемно, спонтанно, эпизодично.

В общественном сознании сегодняшняя музыка представляет собой сборник песен популярных певцов. И только. О смысловой, художественной, содержательной стороне такой музыки говорить не приходится. Нужно преодолеть этот стереотип. Необходимо показать весь спектр современных культурных явлений, среди которых европейское наследие, так называемая классическая музыка, традиционная музыка, джаз, более амбициозные проявления инструментальной популярной музыки.

Еще по теме  Особенности работы над двухголосием

Современное музыкальное образование должно дать детям и подросткам возможность принять участие в высокой культуре. Они должны приобрести компетенции, необходимые для общения с разнообразной музыкой. Рассматривая школу как важнейшее звено в музыкальном образовании, не трудно сделать вывод, что эта школа без поддержки со стороны людей и учреждений искусства и культуры не может существенно изменить восприятие современной музыкальной культуры среди детей и молодежи.

Что нужно сделать конкретно для того, чтобы музыкальное образование воспитание и образование в школе работало в полную силу с максимальной отдачей? Увеличение количества часов для преподавания музыки, открывающее новые организационные и творческие возможности. Нужны специализированные музыкальные классы, оснащенные современными техническими средствами, музыкальными инструментами.

В школах должны быть созданы максимально комфортные условия для исполнения и прослушивания музыки. Без крепкой материальной  базы вы не сможете развивать культуру общения с музыкой, не сможете конкурировать с телевидением, радио и прочими средствами социальной коммуникации, которые навязывают пользователям псевдо эталоны музыкальной культуры. Специализированные музыкальные классы должны стать центром музыкальной культуры школы.

Необходимо приложить все усилия для изменения статуса учителя музыки в общем образовании. Необходимы новые правовые нормы, касающиеся занятости и работы преподавателей музыки, направленные на повышение профессиональной стабильности этой группы людей. В рамках обязанностей преподавателя музыки в школе должна быть возложена ответственность за общее музыкальное образование (художественное и культурное).

        

4 комментария

Татьяна 21.08.2018 - 19:32

По прочтении. Все правильно. Все верно. Сегодня первый день работы в общеобразовательной школе учителем музыки. До этого 25 лет в школе искусств. Но переезд в большой город заставил менять вектор. Но не профессию. Смотрю программы. Учебники. Они, без сомнения, написаны и утверждены умными и грамотными людьми. Но… Это настолько мертво, нелогично, не интересно…. И чувствуешь бессилие перед армией чиновников…. Этот программы, видимо, специально писали, что бы дети возненавидели музыку… Темы, непонятно по чьей прихоти без всякой последовательности… Просто, как бред сумасшедшего. Ударило в голову: о, романс! Как песня о природе (?!?!?!?!), А теперь кант. О теперь арию из оперы. Ну и вдруг давайте ка Колокольные перезвоны. Молитвы какие то… Ребята, в третьем классе??? Зачем??? Это всё ужасно.

Ответить
Елена 24.01.2019 - 00:02

можно ли работать в школе учителем музыки с образованием,полученным онлайн

Ответить
Наталья 16.07.2019 - 08:58

Татьяна, согласна с Вами на все 100.
Больше всего возмущает хаотичность тем при том, что автор (-ы) каждой новой программы заявляют о положении в основу своей программы принципов программы Д.Б.Кабалевского (главный из которых — принцип тематизма!). Музыкальный материал опдобран часто без учета закономерностей социализации и психологии детства.
И изменять/выбирать практически не разрешается: есть УМК, по каторому работает школа / предписано администрациями всех уровней и ни-ни…
Понимаю, что можно сказать: разрабатывайте программы сами и добивайтесь министерского признания.
Хочется обратиться к экспертам: посмотрите внимательно на программы по музыке. Ведь есть же уже программа — хорошая основа для всех авторских — программа Д.Б.Кабалевского. На основе опыта лучших педагогов-музыкантов прошлого прекрасно, гармонично с музыкальным материалом, разработана система методив музыкального обучения. Сам автор писал о возможности творчески претворять программу в части музыкального материала, подборе средств, выбора видов музыкальной деятельности, методических приемов обучения музыке. Домашние задания по музыке предполагали только наблюдение вне урока (в жизни, в музыке, звучащей вокруг нас) тех музыкальных явлений, с которыми дети познакомились на уроке, и размышление о музыке; иногда рекомендовалось запечатлеть свои впечатления в виде рисунка или сочинения. Сегодня домашнее задание по музыке в начальной школе — это построение интервалов и доминантсептаккордов, чтение учебника с запоминанием дат и пр. Тематизм программы и система домашних заданий (принцип «связь музыки с жизнью») — это то, что как раз и гарантирует формирование музыкальной культуры личности ученика как системы!
Считаю современные комплекты школьника «учебник+тетрадь» прежде всего, бизнесом для его авторов и излишней учебной нагрузкой для обучающихся.

Ответить
Вера 08.10.2019 - 20:39

Как верно вы сказали. Ребёнок должен получать удовольствие от предмета. А не загруженность.

Ответить

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.