Статьи        30 апреля 2017        485         Комментариев нет

Народная манера пения

Одним из сложнейших аспектов при исполнении обрядовых песен является восстановление народной манеры пения. Особенно трудно передать специфику фольклорных песнопений тем, кто не является носителем традиции. Объясняются трудности осмысления разнообразных вопросов народной манеры пения многими причинами:

— ориентацией исполнения фольклорных произведений на профессиональные образцы;
— сложностью определения народной и научной терминологии народной манеры исполнения;
— недостаточной теоретической и практической компетентностью тех, кто занимается освоением народной песни;
— неопределенностью и противоречивостью самой проблемы воспроизводства народной песни в других областях культуры;
— разнообразием региональной манеры народного пения.Каждая из отмеченных (разумеется, не полностью) причин требует специальных исследований. Тем не менее как это бывает при освещении научной проблемы, ее многочисленные аспекты объединяет определенная общая тема, без решения которой нельзя определить остальные. К числу таких вопросов относительно народной манеры исполнения принадлежит определение основных видов и типов фольклорных песен.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Народная манера пения, в свою очередь состоит из многочисленных элементов: звукоизвлечения, интонации, дикции, артикуляции, диалекта, дыхания и др. Недаром некоторые русские исследователи традиционных песнопений обращают внимание на то, что для изучения определенной манеры пения им потребовалось много лет. В народе на просьбы научить петь народные песни говорят: «Поживи с нами несколько лет — и научишься».

Возникает вопрос, а существует ли вообще в естественной среде народная школа пения? Конечно, в современном понимании трудно представить себе существование подобной «школы». Но основные принципы народного пения, конечно, осознаются всеми, кто имеет отношение к исполнению народной песни. Участники фольклорной группы равные в творческом отношении певцы, каждый из которых выполняет определенную функцию. Так, участник, который начинает «заводить» песню, называется запевалой, певцы, ведущие нижний основной голос, — «басами», верхний — «подводкой».С народной исполнительской практики также известно, что лучшие певцы, народные группы всегда накануне обрядов, праздников проводили своеобразные репетиции, определяли произведения, которые хотели исполнять, подбирали исполнителей, определяли функцию каждого в группе, готовили костюмы, одежду для переодевания в определенные персонажи. Участники, которые обладали плохим голосом, не имели хорошего музыкального слуха, не включались в группу. В народе всегда относились с уважением к тем, кто хорошо пел, прислушивались, как они «тянут» песню, отделывают ее мелодию разнообразной ритмикой, «орнаментом».

Исполнение верхнего голоса (подголоски) поручали тем, кто имел сильный голос, обладал мастерством импровизации, хорошо понимал место народной песни в конкретном ритуале, обряде. Отмеченное свидетельствует о существовании определенной «школы народного пения».

К сожалению, специфика народного пения недостаточно исследована в научной и методической литературе.
Пение с «переливом», с «подводкой» утвердились в научной терминологии как народная манера пения. Согласиться с таким определением трудно. Как уже отмечалось, народная манера пения включает определенные элементы исполнительства, отмеченные понятия относятся скорее к видам или типам. Именно в этих направлениях находит свое отражение вся палитра исполнительства, образуя специфику, которую нужно определить как манеру народного пения. Мысль о значении типов народного пения, в которых находит отражение манера исполнения, подтверждает и тот факт, что в живом бытовании существуют и другие фольклорные стили (по нашему типы), о которых речь будет идти ниже, но они определены в научной терминологией просто как " народное пение ".Предлагаемые типы народного пения являются своеобразной формой, в которой разворачивается определенная манера исполнения. Без определения типов народного пения нельзя осветить остальные вопросы, связанные с народной манерой исполнения фольклорных песен.

Концепция типологии народного пения не претендует на законченность, напротив, в дальнейшей работе она будет уточняться, и возможно, по-другому решаться. Поскольку проблема народного пения совсем малоисследованноя явление в теоретическом и практическом плане, поэтому она может быть решена усилиями многих теоретиков и практиков фольклора.

Нередко практики фольклорных песнопений считают, что достаточно найти ноты и изучить народную песню. При этом к оригиналу добавляется несколько голосов. Но это в корне не верно. Особенно хорошие условия для изучения фольклора в сельской местности, где сохранились еще во многих уголках песенные традиции. Надо быстрее перенимать их от непосредственных носителей.

В настоящее время руководители фольклорных коллективов, практики традиционных песен, все, кто имеет отношение к народной песне, осознают, что исполнение народных произведений с разделением голосов на сопрано, альты, тенора и басы — это общеевропейская профессиональная манера исполнения. В народе так никогда не пели и не поют, хотя предпосылки для становления академических пения берут истоки из народных песенных традиций.Ориентация на канонические постулаты хорового пения, плохое знание народной манеры исполнения, нежелание некоторых руководителей коллективов, особенно народных хоров, учиться сделали, по сути, эти коллективы псевдонародными. Другие коллективы совершенно не задумываются над творческой интерпретацией народной песни, начинают ее «совершенствовать», «отделывать». А потом выясняется, что это песня обрядовая и обработкой ее просто испортили.

Много неоправданного веселья, крепкого звука, крика, танцев, плясок можно увидеть и услышать со сценических площадок. Руководители и исполнители совершенно не задумываются над содержанием, характером песни — в ней, например, размышление и трагедия, а на сцене — пританцовки и выкрики. Другими коллективами очень немного исполняется спокойных, лирических песен, баллад, драматических произведений, которые как раз свидетельствуют о мастерстве исполнения. Многие городские народные хоры демонстрируют отсутствие хорошего вкуса, поверхностное отношение к народной песне.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта