...
Главная » Народная манера пения

Народная манера пения

автор Юрий Петрович
566 просмотры

Народная манера пения относится к стилю исполнения, который характерен для традиционной музыки определённого региона или культуры. Она обычно передаётся из поколения в поколение и отражает культурные, исторические и социальные особенности народа.

Эта манера пения часто включает в себя специфические мелодические линии, ритмы и техники исполнения, которые могут варьироваться в зависимости от местных традиций. Народное пение обычно связано с коллективным опытом, ритуалами и праздниками, а также с повседневной жизнью людей. Важной частью этой манеры является эмоциональная выразительность, которая позволяет исполнителям передавать чувства и истории, связанные с их культурой.

Народная манера пения также может включать в себя использование определённых инструментов, которые традиционно сопровождают вокал, создавая уникальное звучание. Важным аспектом является импровизация, где исполнители могут вносить свои нюансы и интерпретации, что делает каждое исполнение особенным. Часто народные песни имеют простые, запоминающиеся мелодии и тексты, что облегчает их передачу и исполнение в кругу семьи или сообщества.

Эта манера пения также служит способом сохранения и передачи культурной идентичности. Она помогает людям связываться с их корнями и историей, а также укрепляет социальные связи в обществе. В современных условиях народная манера пения может адаптироваться и смешиваться с другими музыкальными стилями, что создаёт новые формы и направления, при этом сохраняя свою аутентичность и связь с традициями. Это делает народную музыку живой и актуальной, позволяя ей продолжать развиваться и находить отклик у новых поколений.

Народное пение является важной частью культурного наследия многих народов и представляет собой не только музыкальную, но и социальную практику. Оно часто связано с определёнными событиями в жизни сообщества, такими как праздники, свадьбы, обряды и трудовые процессы. В этом контексте народные песни служат не только средством развлечения, но и способом передачи знаний, истории и ценностей.

Тексты народных песен часто отражают повседневную жизнь, природные явления, мифологию и традиционные верования. Они могут содержать элементы фольклора, рассказывая истории о героях, любви, горе и радости. Эмоциональная насыщенность таких песен помогает слушателям и исполнителям установить глубокую связь с их культурными корнями и общими переживаниями.

Важным аспектом народного пения является его коллективный характер. Песни часто исполняются в кругу друзей и семьи, что создаёт атмосферу единства и общности. Это взаимодействие между исполнителем и слушателями может быть очень динамичным, с вовлечением аудитории в процесс исполнения, что делает каждое выступление уникальным.

Современные исследователи и музыканты всё чаще обращаются к народному пению, чтобы вдохновляться его формами и темами. Это приводит к возрождению интереса к традиционной музыке и её интеграции в современные музыкальные стили. В результате народное пение продолжает эволюционировать, оставаясь актуальным и значимым в культурном контексте современности.

Одним из сложнейших аспектов при исполнении обрядовых песен является восстановление народной манеры пения. Особенно трудно передать специфику фольклорных песнопений тем, кто не является носителем традиции. Объясняются трудности осмысления разнообразных вопросов народной манеры пения многими причинами:

— ориентацией исполнения фольклорных произведений на профессиональные образцы;
— сложностью определения народной и научной терминологии народной манеры исполнения;
— недостаточной теоретической и практической компетентностью тех, кто занимается освоением народной песни;
— неопределенностью и противоречивостью самой проблемы воспроизводства народной песни в других областях культуры;
— разнообразием региональной манеры народного пения.

Каждая из отмеченных (разумеется, не полностью) причин требует специальных исследований. Тем не менее как это бывает при освещении научной проблемы, ее многочисленные аспекты объединяет определенная общая тема, без решения которой нельзя определить остальные. К числу таких вопросов относительно народной манеры исполнения принадлежит определение основных видов и типов фольклорных песен.

Народная манера пения, в свою очередь состоит из многочисленных элементов: звукоизвлечения, интонации, дикции, артикуляции, диалекта, дыхания и др. Недаром некоторые русские исследователи традиционных песнопений обращают внимание на то, что для изучения определенной манеры пения им потребовалось много лет. В народе на просьбы научить петь народные песни говорят: «Поживи с нами несколько лет — и научишься».

Возникает вопрос, а существует ли вообще в естественной среде народная школа пения? Конечно, в современном понимании трудно представить себе существование подобной «школы». Но основные принципы народного пения, конечно, осознаются всеми, кто имеет отношение к исполнению народной песни. Участники фольклорной группы равные в творческом отношении певцы, каждый из которых выполняет определенную функцию. Так, участник, который начинает «заводить» песню, называется запевалой, певцы, ведущие нижний основной голос, — «басами», верхний — «подводкой».Народная манера пенияС народной исполнительской практики также известно, что лучшие певцы, народные группы всегда накануне обрядов, праздников проводили своеобразные репетиции, определяли произведения, которые хотели исполнять, подбирали исполнителей, определяли функцию каждого в группе, готовили костюмы, одежду для переодевания в определенные персонажи. Участники, которые обладали плохим голосом, не имели хорошего музыкального слуха, не включались в группу. В народе всегда относились с уважением к тем, кто хорошо пел, прислушивались, как они «тянут» песню, отделывают ее мелодию разнообразной ритмикой, «орнаментом».

Исполнение верхнего голоса (подголоски) поручали тем, кто имел сильный голос, обладал мастерством импровизации, хорошо понимал место народной песни в конкретном ритуале, обряде. Отмеченное свидетельствует о существовании определенной «школы народного пения».

К сожалению, специфика народного пения недостаточно исследована в научной и методической литературе.
Пение с «переливом», с «подводкой» утвердились в научной терминологии как народная манера пения. Согласиться с таким определением трудно. Как уже отмечалось, народная манера пения включает определенные элементы исполнительства, отмеченные понятия относятся скорее к видам или типам.

Именно в этих направлениях находит свое отражение вся палитра исполнительства, образуя специфику, которую нужно определить как манеру народного пения. Мысль о значении типов народного пения, в которых находит отражение манера исполнения, подтверждает и тот факт, что в живом бытовании существуют и другие фольклорные стили (по нашему типы), о которых речь будет идти ниже, но они определены в научной терминологией просто как » народное пение «.Народная манера пенияПредлагаемые типы народного пения являются своеобразной формой, в которой разворачивается определенная манера исполнения. Без определения типов народного пения нельзя осветить остальные вопросы, связанные с народной манерой исполнения фольклорных песен.

Концепция типологии народного пения не претендует на законченность, напротив, в дальнейшей работе она будет уточняться, и возможно, по-другому решаться. Поскольку проблема народного пения совсем малоисследованноя явление в теоретическом и практическом плане, поэтому она может быть решена усилиями многих теоретиков и практиков фольклора.

Нередко практики фольклорных песнопений считают, что достаточно найти ноты и изучить народную песню. При этом к оригиналу добавляется несколько голосов. Но это в корне не верно. Особенно хорошие условия для изучения фольклора в сельской местности, где сохранились еще во многих уголках песенные традиции. Надо быстрее перенимать их от непосредственных носителей.

В настоящее время руководители фольклорных коллективов, практики традиционных песен, все, кто имеет отношение к народной песне, осознают, что исполнение народных произведений с разделением голосов на сопрано, альты, тенора и басы — это общеевропейская профессиональная манера исполнения. В народе так никогда не пели и не поют, хотя предпосылки для становления академических пения берут истоки из народных песенных традиций.Народная манера пенияОриентация на канонические постулаты хорового пения, плохое знание народной манеры исполнения, нежелание некоторых руководителей коллективов, особенно народных хоров, учиться сделали, по сути, эти коллективы псевдонародными. Другие коллективы совершенно не задумываются над творческой интерпретацией народной песни, начинают ее «совершенствовать», «отделывать». А потом выясняется, что это песня обрядовая и обработкой ее просто испортили.

Много неоправданного веселья, крепкого звука, крика, танцев, плясок можно увидеть и услышать со сценических площадок. Руководители и исполнители совершенно не задумываются над содержанием, характером песни — в ней, например, размышление и трагедия, а на сцене — пританцовки и выкрики. Другими коллективами очень немного исполняется спокойных, лирических песен, баллад, драматических произведений, которые как раз свидетельствуют о мастерстве исполнения. Многие городские народные хоры демонстрируют отсутствие хорошего вкуса, поверхностное отношение к народной песне.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.