Уроки музыки        01 мая 2017        515         Комментариев нет

Средства музыкальной выразительности. Метр, ритм, темп

Музыкальный образ — это комплекс выразительных средств, которые воздействуют на слушателей своими специфическими характеристиками. Основные мысли, чувства музыкального образа передает:

1) мелодия. Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи — 2) строем, 3) гармонией, 4) динамикой, 5) приемами подачи музыкального материала, 6) конструкцией самого произведения.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Выразительные средства, создающие музыкальный образ, вызывают ассоциации с явлениями жизни, переживаниями человека. Какое волнующее чувство вызывает, например, герой оперы Бородина князь Игорь, который стремится к свободе, борьбы во имя своей родины! Или стремительная мелодия, которая передает почти очевидно полет шмеля из оперы «Сказка о царе Солтане» Римского-Корсакова! Понятно, что соединение выразительных средств музыки со словом (в песне, опере), с сюжетом (в программном произведении), с действием (в спектакле) делает музыкальный образ более понятным, конкретным. Но даже без связи с литературным текстом инструментальное произведение, не имеющее программы, названия, дает возможность почувствовать, представить содержание музыкального образа.Многие музыковеды говорят о сходстве словесной и музыкальной речи. Эта идентичность наблюдается и в интонации, и в движении, и в дроблении этого движения (паузы, фразы, предложения). Музыкальный и словесный язык объединяет интонационная природа музыки, ее своеобразные «вопросы» и «ответы», взволнованные или спокойные «рассказ», «зов» и др. Непосредственно с музыкальным образом связаны понятия четкость и изобразительность в музыке.

«Не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях, звуках». Четкое содержание произведений должен быть «выраженное» отображаться в определенных интонационных оборотах, мотивах с присущей им мелодикой, ритмом, гармонией. Существует тесная связь четкой и изобразительной функции искусства.

Основные средства музыкальной выразительности

Музыка существует во времени, а одна из свойств звука — его длина. Звук всегда занимает некоторое время. С временной природой музыки связана одна из заметных, хотя и самых общих ее выразительных средств — скорость, темп. Вместе с другими средствами музыки он во многом определяет ее облик, настроение, передавая те эмоции, мысли, чувства, которые заложены в произведении. Спокойная музыка идет в медленном темпе, тогда когда драматический характер будет требовать быстрого темпа. В медленном темпе написана музыка, в которой передается состояние покоя (романс «Островок» Рахманинова), или возвышенные эмоции («Чакона» Баха), или горестные интонации Мелодия Глюка, первая часть» Лунной сонаты "Бетховена).Средний темп — достаточно нейтральный и встречается в музыке разных настроений. Быстрый темп встречается при передаче неразрывного движения («Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Попутная песня» Глинки, многие этюды). Быстрая музыка передает светлое, праздничное настроение, кипучую энергию и т.д. Быстрый темп используется и в музыке драматической, внутренне напряженной.

В чувстве темпа важны не все звуки, а только те, которые имеют акценты, более «тяжелые». В любой музыке периодически возникают акценты, а между ними слабые, который в человеческом языке ударные слоги чередуются с безударными. И чувство темпа зависит от времени, которое проходит между соседними акцентированными звуками. Акценты организуют время в музыке, разделяя его на определенные расстояния.

Такая организация звуков, построенная на акцентировке на некоторых звуках называется метром. Другими словами, метр — определенная последовательность акцентируемых и не акцентируемых звуков. Метры бывают строгие и свободные. Расстояние между двумя ближайшими сильными звуками называется тактом (такты отделяются вертикальными линиями).Небольшие, относительно самостоятельные части мелодии, в которых вокруг одного сильного звука объединяются несколько более слабых, составляют мотив. Сильный звук мотива может быть как в начале, так и в середине, и в конце (как в стихотворной стопе).

Определяют различные мотивы: хореичные (хорей) — с ударением на первой ноте, ямбические, начинающиеся с затакта и идущие к сильной доле (тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена). Объединение мотивов по два, три создает более широкие построения — фразы. Фраза содержит два, а то и три акцентируемых звука. Фраза дает возможность чувствовать не только темп музыки, но и качество метра, в частности размер. Величину такта или его размер составляет сильная доля вместе со слабыми долями, например, в вальсе три доли (первая сильная, вторая — слабая).

Не всегда каждой доле такта соответствует единственный звук мелодии, обычно мелодия состоит из звуков разной длины, которые могут быть как равными долями такта, так и большими или меньшими. Для ясности музыки также важно соотношение длинных и коротких нот — музыкальный ритм. Ритмических рисунков великое множество в сравнении с размером.

Ритм простой встречается часто, он менее индивидуален. Индивидуальность присуща только развитым и разнообразным ритмическим рисункам. Ровный ритм придает музыке размерность, уравновешенность (детская песенка «Серенький козлик», медленная часть Четвертой симфонии Чайковского).

Более сложный ритм — единственный удлинненный звук и два коротких (хор «Слався» из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Часто используется в музыке пунктирный ритм также сочетается с метром. Этот ритм характерен для сочинений маршевого и танцевального направления. В маршах и сочинениях маршевого состава иногда слабые доли (особенно затакты) раздробляются, создавая пунктирную фигуру Прощание славянки» марш). Встречая данный ритм, мы можем сделать вывод о связи с жанром марша. Этот ритм встречается в Мазурках, правда в этих произведениях дробиться первая сильная доля такта.Если опорные моменты ритма и метра не совпадают, создаются так называемая синкопа — долгий звук на слабой доле. Синкопа характерна для танцевальной музыки, но встречается часто во многих произведениях легкой, эстрадной, джазовой музыки.

Вышеуказанные выразительные средства тесно связаны с временной стороной музыки, потому что темп, метр и ритм организуют музыку во времени. Надо отметить, что эти средства использует не только музыка. Темп и ритм присутствует в спектаклях, кинолентах.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта