Пение — практический вид деятельности. Обучение пению заключается в совершенствовании сугубо практических вокальных навыков певческого голосообразования.
В процессе обучения пению голосовой аппарат адаптируется к выполнению вокальных задач.
Выразительность и художественность пения достигается умением управлять дыханием, опорой звука, способностью свободно менять динамику, атаку звука, управлять резонаторами и артикуляцией. Далеко не последнее место здесь занимает эмоциональный подтекст и художественная выразительность. Более того, весь комплекс вокальных навыков должен быть направлен именно на достижение художественной выразительности, раскрытие идейного замысла исполняемого вокального произведения.
Певческий голос должен обладать звонкостью, полётностью, близким красивым звучанием. Начальное обучение вокалу заключается в основном в вокально-технической работе.
Первичный регулятор голоса — слух. Основной задачей в обучении пению является развитие голоса и слуха. Одной из наиболее важных составляющих звукообразования принято считать певческое дыхание.
Вот о певческом дыхании мы сейчас и поговорим.
Развитие певческое дыхания осуществляется в ходе работы над певческим звуком. Наиболее важную роль в этом процессе играют принципы постепенности и систематичности. Тренированное певческое дыхание отличается равномерностью и свободой, которые обуславливают естественную координацию всех систем, задействованных в голосообразовании.
Только при естественном спокойном дыхании, организованными в связи с пением, создаются условия и предпосылки для получения так называемого “опёртого” звука. Опертый звук мы и воспринимаем на слух как полный и красивый. К получению такого звука должен стремиться каждый начинающий вокалист.
Вдох — предшественник голосообразования. Эта фаза дыхания может регулироваться, и это очень важно при обучении вокалу. При певческом вдохе лёгкие наполняются воздухом, подготавливая тем самым голосовой аппарат к образованию звука. Певческий вдох должен совершаться бесшумно, в достаточной степени глубоко. Однако не нужно набирать чрезмерное количество воздуха – это затрудняет подачу воздуха на выдох, что негативно сказывается на процессе голосообразования.
Правильные вдох и выдох при пении разделены моментальной задержкой дыхания: вдох – моментальная задержка – выдох. Такая очень короткая задержка дыхания перед началом подачи звука есть не что иное, как определенная фиксация вдоха. Очень важно в начале вокальных занятий сознательно контролировать такую фиксацию, приучая вокальный аппарат работать четко и слаженно.
Основная задача правильного выдоха заключается в его плавном, экономном расходовании. Рациональный расход воздуха при выдохе способствует нормальной работе голосовых связок, создает оптимальное давление в подсвязочном пространстве.
Вокалист, освоивший певческое дыхание, умеет расходовать воздух таким образом, что он без малейшего остатка превращается в звук.