Научись играть сам        14 июня 2013        1175         Комментариев нет

Об интонировании, аппликатуре и гаммах

У многих начинающих баянистов возникает вопрос: как улучшить интонирование? Улучшение интонирования тесно связано с развитием музыкального слуха, чувства ритма.

Умение слышать мелодию, выделять главные, опорные ее элементы, держать под контролем сильные и слабые доли, чувствовать ритмический рисунок, четко соблюдать длительности, динамические оттенки, штрихи – и это еще не весь список признаков чистого интонирования.

Фото1796Работая над чистотой интонирования, надо в первую очередь научиться определять в музыкальной фразе главное. Если разучивается песня, то  нужно умело использовать интонационность поэтической речи. Что для этого делаем? Выделяем в тексте песни главные по смыслу слова, находим в них ударные слоги, определяем смысловую кульминацию и связываем все это с мелодическим звучанием голоса или музыкального инструмента.Точно также поступаем при работе над инструментальным произведением. Отсутствие текста в таком материале вас не должно смущать. Простое пропевание с музыкальным инструментом музыкальных фраз позволит вам найти верную интонацию.

Аппликатура

Теперь несколько слов об аппликатуре в гаммах, арпеджио, аккордах. Здесь требования должны быть жесткими. У учеников с самых первых занятий должна воспитываться аппликатурная дисциплина.

Постоянно разъясняйте начинающим баянистам то, что соблюдение всех аппликатурных позиций (особенно при игре гамм, арпеджио, аккордов, этюдов) должно быть обязательным, неотвратимым.

«Накатать» нужную аппликатуру в гамме, не такое уж сложное дело. Два, три дня усердных занятий и гамма будет играться с нужными аппликатурными позициями на автопилоте. Но главное — ученик должен знать, зачем это ему.

Гаммы, арпеджио, аккорды

При игре гамм и арпеджио советую использовать разные штрихи со всевозможными их сочетаниями. Это позволит ученикам выработать четкую артикуляцию, сделает монотонную работу над гаммами творческой, интересной и даже увлекательной. О гаммах можно посмотреть материал предыдущей статьи

При игре гамм надо следить за ровностью (соблюдение длительностей) как в такте, так и переходе в другой такт. Типичная ошибка начинающих баянистов при игре гамм – замедление темпа при переходе через тактовую черту, а также несоблюдение длительностей нот при этом переходе.

Следите за полноценностью звука, его насыщенностью и красотой, стремитесь к предельной чистоте игры. Не превращайте игру гамм в банальную школьную зубрежку. Толку от такой игры будет минимум, а вот проблем – максимум.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта