Научись играть сам        14 июня 2013        6819         3 комментария

О гаммах и упражнениях для развития техники баяниста

Играть гаммы и упражнения для начинающих баянистов достаточно затруднительно в том отношении, что игровой аппарат ребенка еще не сформирован в достаточной мере. Однако не будем отрицать, что именно упражнения (в том числе и гаммы) и дают ученику комплекс навыков ориентирования на клавиатуре, развивают координацию, необходимую для игры на баяне, укрепляют пальцы и другие игровые мышцы. Упражнения – одно из основных средств технического совершенства музыканта. Поэтому умалять их роль, а тем более, пренебрегать ими – большая ошибка.

Фото1794Улучшение беглости пальцев не должно быть самоцелью, а лишь средством (инструментом) наибольшей выразительности игры. Хорошая беглость, послушность пальцев поможет начинающим баянистам почувствовать вкус красивой, виртуозной игры. Это, разумеется, наступит не на второй, не на третий день занятий. Но однажды это придет. У ребенка будет восторг от ощущения полной свободы при игре. А это мощный стимул для дальнейшего совершенства своей игры, для более глубокого изучения инструмента и его возможностей. А возможностей у баяна – о-го-го!!!

Упражнение или гамма должна стать началом каждого занятия. Игра гамм на баяне – тема довольно деликатная. Преподавателю надо четко объяснить ученикам, для чего нужно играть гаммы. А самое главное – не отбить гаммами у детей желание учиться играть на инструменте. Мой совет: не перегружайте гаммами учебную программу своих учеников, чередуйте проигрывание гамм с другими разнохарактерными упражнениями. Их великое множество. И беглость пальцев они развивают ничуть не хуже гамм.

Развивая технику баяниста, нельзя забывать о том, что одновременно должна осуществляться работа по всем направлениям музыкального воспитания  учеников. Особый акцент должен быть сделан на развитии метроритмического и интонационного слуха. Это тот фундамент, на котором строится весь процесс игры на баяне и других инструментах. Не надо забывать о том, что на начальной стадии обучения метроритмика и интонационный слух, мягко говоря, хромает у большинства учащихся.  Без их развития не будет движения вперед.

Известно, что музыкальную мысль до слушателя доносит интонация. Чем точнее, выразительней интонация, тем более глубоко раскрывается композиторский замысел. Над выразительностью интонирования следует работать и в упражнениях, и в гаммах, и, тем более, в разучиваемых произведениях.

Фото1765В последующих статьях мы еще неоднократно будем говорить об игре гамм, арпеджио, этюдов. Сегодня же еще раз хотелось подчеркнуть, что все эти специальные упражнения не должны носить чисто технический, механический характер. Играть на баяне их нужно также выразительно, вдохновенно, как и любое музыкальное произведение.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"
Обсуждение: 3 комментария
  1. Татьяна:

    Здравствуйте, в своей статье Вы писали о великом множестве упражнений для развития техники, не могли бы Вы ими поделиться.

    Татьяна

    Ответить
  2. Юрий Петрович:

    Здравствуйте, Татьяна! Упражнений для развития техники действительно очень много. Чтобы поделиться такими упражнениями, мне важно знать уровень подготовленности того, кто будет заниматься этими упражнениями. Согласитесь: одно дело — упражнения для новичка, желающего самостоятельно освоить баян, и совершенно другое — выполнение упражнений уже достаточно подготовленным учеником, занимающимся под руководством педагога.Опишите пожалуйста вашу ситуацию, и я сделаю специальную подборку необходимых упражнений. Жду от вас информации...

    Ответить
    1. Татьяна:

      Юрий Петрович,здравствуйте.

      Я преподаю в общеобразовательной школе с музыкальным уклоном.

      Возраст учащихся 9- 13 лет.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта