Научись играть сам        10 апреля 2017        251         Комментариев нет

Об осознаваемости и автоматизированности в исполнении

Уровень исполнительства на баяне в настоящее время довольно высок и продолжает расти, если судить по выступлениям выдающихся талантливых исполнителей. Но в массовой практике баянного исполнительства многое оставляет ещё желать лучшего. Одна из серьёзных причин здесь в том, что развитие методической и теоретической мысли баянистов, к сожалению, отстаёт от развития передового исполнительства.

Проблемам обучения исполнительской деятельности всегда уделялось много внимания, но здесь остаются ещё и малоизученные аспекты, и противоречия в понимании методических вопросов руководства развитием исполнителя. Например, преподаватели лучше знают внешнюю сторону разучиваемого учащимся произведения, ( как должно быть оно исполнено, какие необходимы средства выразительности: штрихи, динамика, характеры и т.д. ) и меньше знают о внутреннем, психическом содержании исполнения учащимся данного произведения и о его формировании.Одним из плодотворных путей в обучении исполнению на инструменте можно считать применение системы научных положений общепсихологической теории деятельности, успешно реализуемых в настоящее время и в сфере педагогической психологии. С позиций этой теории, где за единицу деятельности принято действие, проведены сотни психологических исследований, в результате которых выстраивается цельная непротиворечивая концепция управления учением в целях развития учащихся.
Психологическое определение действия как целого основано на единстве внешней и внутренней сторон деятельности и указывает на наличие у действия собственной цели и трёх основных сторондвигательной ( моторной ), сенсорной ( чувственной ) и центральной, выполняющих соответственно функции исполнения движений, их контроля и их регуляции.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

При занятиях на инструменте внешняя, предметная деятельность предстаёт в различных движениях, направленных на инструмент и извлекающих из него звуки.
Внутренняя, психическая деятельностьэто прежде всего внутреннее слышание музыки.
Но оно у исполнителя всегда воплощается в звучание своего инструмента и включает в себя представление о внешних действиях и движениях (операциях) с инструментом. Такие представления называют музыкальноисполнительским образом.Исполнительский образцелостная модель, служащая образцом при исполнении. Если эта целостная модель отсутствует, исполнителю приходится исполнять произведение по внешним, предметным, или разрозненным внутренним, чувственным ориентирам. Это бывает в тех случаях, когда, как отмечает К.С. Станиславский, работа над образом подменяется работой над внешним его проявленим.

В связи с тем, что цель исполнительского действия представлена в мозгу образом будущего результата (целизвучания) слитно с предварительным представлением будущих действий с инструментом (цельюпрограммой), учащемуся необходимо уметь представлять инструмент со всеми основными существенными его ориентирами (качествами). Представлять движения рук, пальцев, мышечные напряжения, соприкосновения с инструментом и т.д., как во всём комплексе, так и раздельно. И эти исполнительские представления обязательно должны быть предметом обучения исполнителя, ибо без освоения их учеником невозможно обеспечить полноценную связь между внутренней и внешней стороной исполнительского действия.Перенесение, передача в план представления инструмента и исполнения на нём (в уме) предлагается нами постепенно, поэтапно, с учётом возможности овладеть этим учащимся разной степени подготовки.

1.Медленно проигрывается на инструменте данный отрывок.
2.Партия левой руки исполняется, а в партии правой руки пальцы только дотрагиваются до клавишей, не нажимая их. Звучание партии правой руки переносится во внутренний план представления.
3.Партия левой руки исполняется, а в партии правой руки производятся движения над клавишами, не дотрагиваясь до них. Во внутренний план дополнительно к представлению звучания правой руки переносится зрительное представление клавишей, их нажимание и осязание.
4.Партия левой руки исполняется, а движения правой руки передаются в план представления, т.е. всё исполнение партии правой руки переносится во внутренний план представления.
5.В этом же виде отрывок исполняется наизусть.
6.В партии левой руки пальцы только дотрагиваются до клавишей, не нажимая их, а партия правой руки исполняется. Звучание партии левой руки переносится во внутренний план представления.
7.В партии левой руки производятся движения над клавишами, не дотрагиваясь до них, а партия правой руки исполняется. Во внутренний план дополнительно к представлению звучания партии левой руки переносится зрительное представление клавишей, нажимание их и осязание.
8.Движения пальцев левой руки передаются в план представления, т.е. вся партия левой руки переносится полностью во внутренний план представления, а партия правой руки исполняется.
9.В этом же виде отрывок исполняется наизусть.
10.В партиях обеих рук пальцы только дотрагиваются до клавишей, не нажимая их. Звучание инструмента, движение меха и левой руки, воздействующей на него, переносится во внутренний план представления.
11.В партиях обеих рук производятся движения над клавишами, не дотрагиваясь до них. Во внутренний план дополнительно переносится зрительное представление клавишей, их нажимание и осязание.
12.Полностью всё исполнение передаётся во внутренний план представления.
13.В этом же виде отрывок исполняется наизусть.
Пункт 12 представляет собой чтение нот без инструмента. В своей практике музыканты часто используют работу по нотам без инструмента, будь то теоретик, дирижёр или исполнитель. Например, выдающийся пианист Артур Рубинштейн говорил, что он не садится за инструмент, пока полностью не выучит произведение. Особенно необходимо при занятиях любым видом музыкальной деятельности ‘’слышание глазами’’, которое формируется из исполнения на ‘’воображаемом инструменте’’ путём сокращения представлений инструмента и движений.

Освоенность действия предполагает его автоматизацию, где ‘’всё большее и большее число операций выполняется без осознавания их’’.( Н.Ф.Талызина ) Особенностью исполнительского действия является то, что его двигательный операционный состав сокращается мало, а сокращаются, сворачиваются операции управления им, т.е. свёртываются, обобщаются внутренние процессы исполнения, и автоматизированность исполнения выступает как следствие этого сокращения. При наличии развёрнутого образа исполнения на воображаемом инструменте, создающего эффект удвоенности, — исполнение осознаётся, при его отсутствиипроизводится автоматизировано.

Создавая точки актуально сознаваемого содержания исполнения посредством представленности его в образе исполнения на воображаемом инструменте, можно регулировать автоматизированность исполнения, так как между этими точками исполнение будет происходить автоматизированно.
Так как исполнение на инструменте при развёрнутом образе возможно только в медленном темпе, ‘’ прореживание’’ осознаваемого содержания может производиться несколько раз.План актуально осознаваемого содержания исполнения составляют внешние действия с инструментом  при их удвоенности в представлениях исполнения. Сокращение представлений влечёт за собой переход  исполнительских операций на более низкие уровни сознания в план актуально неосознаваемогопревращая их  в ‘’сознательные операции’’т.е. операции, которые могут сознательно контролироваться, когда актуально осознаваемым будет другое содержание, или могут снова возвратиться в план актуально осознаваемого.
Пропущенный через игольное ушко сознания разучиваемый материал можно растянуть или сжать во времени примерно в 16 раз, не нарушая структурной стройности при исполнении.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта