Оркестр, как любой коллектив, в социальном плане представляет cвоеобразную модель общества со всеми противоречиями и тенденциями. В нём имитируются социальные отношения, ценности и социальные нормы. Это подтверждает возможность учебного оркестра как модели общества в эффективном формировании исполнительских способностей учащихся. В оркестре народных инструментов учащийся приобретает опыт социальных отношений, творческого решения возникающих проблем, это способствует его развитию как социально активной личности.
Особенности ОрНИ таковы, что все участники осознают свою значимость в коллективе. Подготовка к коллективной игре в оркестрах и ансамблях может занять довольно большое количество времени, ведь учащиеся должен понять и прочувствовать, что значит играть в оркестре и уметь слышать не только себя, но и товарищей.
Музыкант оркестра ясно должен слышать, где на том или ином музыкальном отрезке идет солирование его группы, а где группы других инструментов. Во время работы над музыкальным сочинением учащиеся должны овладеть в полной мере следующими знаниями и навыками:
1) Умение слышать музыку, которую исполняет оркестр в целом и малыми группами инструментов, различая при этом звучание основной темы, подголосков, сопровождения;
2) Исполнение своей партии, согласно указаниям дирижера, безупречное распознавание его пластических жестов, определяющих характер звучания всего оркестра;
3) Аккомпанирование солистам, вокальным группам, хорам;
4) Применение в оркестре технических и исполнительских навыков, которые были получены на учебных индивидуальных и коллективных занятиях;
5) Умение читать нотный материал с листа.
Работа в оркестровом классе решает обычно учебные задачи.
Учебный год для руководителя оркестра начинается с подбора и утверждения основных произведений репертуара, над которым будет работать оркестровый коллектив в течении текущего творческого сезона. Каждый музыкант оркестра должен чётко понимать цели и задачи коллектива, а также свои личные задачи как инструменталиста. Ученик естественно должен осознавать, к чему ему нужно стремиться, каких результатов добиваться.
Оркестр в современной школе становиться явлением редким. Очень мало школ, при которых функционируют инструментальные коллективы. Но и те, которые выжили и еще ведут учебную и концертную работу находятся под постоянной угрозой развала. Я не собираюсь искать виновных в этом тотальном развале. Все итак ясно. Хочу лишь сказать, что мы теряем мощный воспитательный и образовательный ресурс, который при грамотном руководстве и должном финансировании мог бы решить массу воспитательных задач.
Уже одно то, что во время коллективных занятий в оркестре отвлечены от телефонов и компьютеров, что заняты настоящим коллективным творчеством, говорит о многом. Оркестр – это не только музыка, это еще и отношения учащихся между собой. Здесь идет живое общение посредством музыки- монологи, диалоги, споры, обсуждения.
В традиционном музыкальном образовании дети играют в оркестре только тогда, когда они достигли определенного уровня игры или прошли прослушивание. Такой подход не для школьных оркестров, в частности не для моих оркестрантов.
Я ввожу детей в оркестровую игру с первого дня. Да, именно с первого дня. Ребенок берет в руки баян и уже на первом занятии издает свои первые звуки в многоголосии ансамбля.
«Музыкальные уроки учат музыке, оркестр учит музыке и жизни».
Исполнительская деятельность оркестра опирается на природные задатки, выраженные в способностях учащихся: активных мыслительных процессах, воображении, фантазии, памяти.
Творческая активность учащихся является познавательной творческой деятельностью, в процессе которой обогащаются духовные качества, развиваются художественные, исполнительские навыки. Репертуар определяется уровнем подготовленности оркестрантов. Педагогу необходимо руководствоваться принципом последовательности и постепенности обучения коллектива.
Завышение сложности учебного и концертного материала ведёт к загрузке оркестрантов сложной и малорезультативной работой. Планирование учебного процесса и детально продуманный подбор учебного материала важные факторы, которые способствуют оптимальной организации учебного процесса. План должен вырабатываться дифференцированно, в зависимости от технических индивидуальных возможностей учеников, в тесной связи с целями и задачами обучения на данном его этапе.
При подборе оркестрового репертуара необходимо учитывать музыкальные предпочтения и интересы учащихся. Основными методами обучения являются: объяснительно–иллюстративный, репродуктивный и творческий. В процессе обучения необходимо прививать интерес к коллективному инструментальному музицированию, развивать эмоциональное и осознанное восприятие музыки, формировать исполнительские умения и навыки, необходимые учащимся для совершенствования игры в оркестре.
Оркестр народных инструментов занимает самостоятельное место в оркестровом искусстве. В нём объединены следующие группы народных инструментов: домровая, балалаечная, духовая, группа баянов, ударных. Разнообразие народных инструментов, их тембров и исполнительcких возможностей позволяет включать в репертуар практичеcки всю оркестровую литературу. В процессе эволюции народное оркестровое творчество, музыкальные сочинения значительно изменились. В репертуар оркестра стали входить произведения разных стилей. Специфика работы с оркестром требует занятий по оркестровым группам и партиям.
В практике работы с детскими ОрНИ выделяются два способа освоения репертуара — общеоркестровый и групповой. Их следует оптимально и целенаправленно чередовать и сочетать. Занятия в малых и больших группах облегчают проведение общих репетиций, помогают быстрому освоению произведений, совершенствованию оркестровых и исполнительских навыков.
Иногда полезно объединять аккомпанирующую группу с солирующей. Оркестр народных инструментов рекомендуется формировать из учащихся 5–8 классов, обучающихся на домрах, мандолинах, балалайках, баянах и аккордеонах. Так же в состав оркестра входят духовые и ударные инструменты. Организация занятий 2 академических часа в неделю.