Главная » Основные причины напряженности при игре на баяне

Основные причины напряженности при игре на баяне

автор Юрий Петрович
580 просмотры

Причина первая: инструмент баяниста находится в неправильном положении. Если при сжиме меха инструмент не опирается на правую ногу, то играющему нужно поддерживать баян правой рукой. При этом, естественно, возникает напряжение, которое в значительной степени влияет на работу пальцев. Начинающий баянист испытывает при этом дискомфорт. Снять подобное напряжение очень просто.

Правильная посадка с обязательным упором баяна на правую ногу. Левая сторона баяна при этом должна плотно соприкасаться с грудной клеткой. Это достигается путем регулирования плечевых ремней. Левый ремень должен быть немного короче, тогда левая сторона баяна будет сама прижиматься к груди играющего.

Фото0457 (2)Именно устойчивость баяна во время игры дает свободу пальцам. Однако не перестарайтесь с регулировкой ремней. Сильно укороченный левый ремень может создать дополнительные проблемы.

Причина вторая: руки, кисти, пальцы занимают неправильное положение относительно баяна, грифа, клавиатуры.

Вы должны знать о том, что положение рук, кисти, пальцев при игре на баяне не остаётся неизменным. Пальцы рук занимают десятки, а то и сотни микропозиций относительно кнопок. Точно также кисть непрерывно меняет свое положение по вертикали и горизонтали относительно грифа. Немаловажное значение при этом имеет местоположение пальцев и кисти: в начале клавиатуры, в середине и внизу.  Каждое движение руки, кисти, пальцев должно быть обоснованным и целесообразным. Это достигается работой над техникой игры.

Пальцы баяниста  занимают наиболее естественное положение в середине как левой, так и правой клавиатуры. Излишнее напряжение руки обычно появляется тогда, когда возникает необходимость игры в верхней или нижней области клавиатуры. При этом пальцы, кисть и вся рука теряют зону комфортной игры и становятся излишне напряженными. Выход напрашивается сам собой: учиться играть по всей клавиатуре, приучая пальцы и кисть свободно и без напряжения передвигаться на любом участке клавиатур.

Этот навык развивается  путем исполнения упражнений в разных тональностях в диапазоне четырех октав.

Еще по теме  О гаммах и упражнениях для развития техники баяниста

Организованности и органичности движения пальцев при игре на баяне нужно уделять побольше внимания с самых первых уроков. Учитесь контролировать положение мышечного аппарата и при малейшем дискомфорте принимайте соответствующие меры. Если вы этому научитесь на начальной стадии обучения, то в дальнейшем этот процесс будет проходить на «автопилоте».Самоучитель игры на баяне (Алехин В., Шашкин П.)Еще надо помнить и том, что при игре на баяне все пальцы важны и равноправны. Значит, тренировать и укреплять их надо равномерно. Не бойтесь грузить свой слабенький и непослушный мизинчик, хуже ему от нагрузок не станет. Не надо забывать и о большом пальце правой руки. В дальнейшем вам придется при игре использовать и его, и он также требует тренировки.

 Причина третья: неумение организовать работу над учебным материалом и произведениями.

Типичный пример. Упражнение недостаточно хорошо освоено в медленном и среднем темпе. Если ученик начинает играть его в быстром темпе, мышечный аппарат, участвующий в процессе игры, излишне напрягается. Отсюда закрепощение кисти и пальцев и ошибки в игре.

Резюме: любой учебный или концертный материал должен быть тщательно проработан и освоен в медленном темпе.

Соблюдайте принцип постепенного перехода от простых упражнений и произведений к более сложным. Попытки освоить сложный материал неподготовленными физическими ресурсами ни к чему хорошему не приведет. Соразмеряйте свои технические возможности с трудностью выбираемого для разучивания произведения.

44Всякое физическое действие вызывает определенное напряжение соответствующих мышц. Абсолютно расслабленными пальцами невозможно нажать кнопки на клавиатуре. Но вспомните: после нажатия кнопки происходит расслабление мышц, отвечающих за это действие. Т.е. после нагрузки, затраченной на нажатие кнопки, мышцы отдыхают. Эти моменты чередования напряжения и расслабления мышц нужно четко фиксировать в своем сознании. Если мы не будем (сначала сознательно, а в дальнейшем подсознательно) давать отдых мышцам после определенного действия, то напряжение в мышцах будет сохраняться постоянно, что приведет к перенапряжению и быстрому утомлению рук.

Еще по теме  Исполнительское действие

Учитесь  экономно расходовать энергию мышц при игре на баяне.  Не надо недооценивать мизерность усилий, требуемых на нажатие кнопок. Если учесть, что такие усилия повторяются сотни, а то и тысячи раз, мы начинаем иметь дело с очень большими нагрузками на кисть и пальцы. Не стремитесь нажимать кнопки баяна с силой, не нужно «рвать меха» при громкой игре. Постоянно ищите для себя оптимальные нагрузки. Включите, наконец, чувство меры. Берегите свои пальцы. Они вам еще ой как пригодятся!!!!

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.