Причина первая: инструмент баяниста находится в неправильном положении. Если при сжиме меха инструмент не опирается на правую ногу, то играющему нужно поддерживать баян правой рукой. При этом, естественно, возникает напряжение, которое в значительной степени влияет на работу пальцев. Начинающий баянист испытывает при этом дискомфорт. Снять подобное напряжение очень просто.
Правильная посадка с обязательным упором баяна на правую ногу. Левая сторона баяна при этом должна плотно соприкасаться с грудной клеткой. Это достигается путем регулирования плечевых ремней. Левый ремень должен быть немного короче, тогда левая сторона баяна будет сама прижиматься к груди играющего.
Именно устойчивость баяна во время игры дает свободу пальцам. Однако не перестарайтесь с регулировкой ремней. Сильно укороченный левый ремень может создать дополнительные проблемы.
Причина вторая: руки, кисти, пальцы занимают неправильное положение относительно баяна, грифа, клавиатуры.
Вы должны знать о том, что положение рук, кисти, пальцев при игре на баяне не остаётся неизменным. Пальцы рук занимают десятки, а то и сотни микропозиций относительно кнопок. Точно также кисть непрерывно меняет свое положение по вертикали и горизонтали относительно грифа. Немаловажное значение при этом имеет местоположение пальцев и кисти: в начале клавиатуры, в середине и внизу. Каждое движение руки, кисти, пальцев должно быть обоснованным и целесообразным. Это достигается работой над техникой игры.
Пальцы баяниста занимают наиболее естественное положение в середине как левой, так и правой клавиатуры. Излишнее напряжение руки обычно появляется тогда, когда возникает необходимость игры в верхней или нижней области клавиатуры. При этом пальцы, кисть и вся рука теряют зону комфортной игры и становятся излишне напряженными. Выход напрашивается сам собой: учиться играть по всей клавиатуре, приучая пальцы и кисть свободно и без напряжения передвигаться на любом участке клавиатур.
Этот навык развивается путем исполнения упражнений в разных тональностях в диапазоне четырех октав.
Организованности и органичности движения пальцев при игре на баяне нужно уделять побольше внимания с самых первых уроков. Учитесь контролировать положение мышечного аппарата и при малейшем дискомфорте принимайте соответствующие меры. Если вы этому научитесь на начальной стадии обучения, то в дальнейшем этот процесс будет проходить на «автопилоте».Еще надо помнить и том, что при игре на баяне все пальцы важны и равноправны. Значит, тренировать и укреплять их надо равномерно. Не бойтесь грузить свой слабенький и непослушный мизинчик, хуже ему от нагрузок не станет. Не надо забывать и о большом пальце правой руки. В дальнейшем вам придется при игре использовать и его, и он также требует тренировки.
Причина третья: неумение организовать работу над учебным материалом и произведениями.
Типичный пример. Упражнение недостаточно хорошо освоено в медленном и среднем темпе. Если ученик начинает играть его в быстром темпе, мышечный аппарат, участвующий в процессе игры, излишне напрягается. Отсюда закрепощение кисти и пальцев и ошибки в игре.
Резюме: любой учебный или концертный материал должен быть тщательно проработан и освоен в медленном темпе.
Соблюдайте принцип постепенного перехода от простых упражнений и произведений к более сложным. Попытки освоить сложный материал неподготовленными физическими ресурсами ни к чему хорошему не приведет. Соразмеряйте свои технические возможности с трудностью выбираемого для разучивания произведения.
Всякое физическое действие вызывает определенное напряжение соответствующих мышц. Абсолютно расслабленными пальцами невозможно нажать кнопки на клавиатуре. Но вспомните: после нажатия кнопки происходит расслабление мышц, отвечающих за это действие. Т.е. после нагрузки, затраченной на нажатие кнопки, мышцы отдыхают. Эти моменты чередования напряжения и расслабления мышц нужно четко фиксировать в своем сознании. Если мы не будем (сначала сознательно, а в дальнейшем подсознательно) давать отдых мышцам после определенного действия, то напряжение в мышцах будет сохраняться постоянно, что приведет к перенапряжению и быстрому утомлению рук.
Учитесь экономно расходовать энергию мышц при игре на баяне. Не надо недооценивать мизерность усилий, требуемых на нажатие кнопок. Если учесть, что такие усилия повторяются сотни, а то и тысячи раз, мы начинаем иметь дело с очень большими нагрузками на кисть и пальцы. Не стремитесь нажимать кнопки баяна с силой, не нужно «рвать меха» при громкой игре. Постоянно ищите для себя оптимальные нагрузки. Включите, наконец, чувство меры. Берегите свои пальцы. Они вам еще ой как пригодятся!!!!