Причина такого напряжения зачастую кроется в отсутствии опыта игры перед зрителями. Общая скованность учащегося, играющего на баяне перед зрителями, возникает вследствие его волнения и чувства повышенной ответственности за своё концертное выступление.
Боязнь ошибиться, неуверенность в своих технических возможностях зачастую порождает у учащихся такой физический зажим, что игра становится просто невозможной. Состояние предконцертного и концертного волнения в той или иной мере испытывает каждый исполнитель. У одних оно способствует более эмоциональной, выразительной игре, других же сковывает и напрягает.
Детский ансамбль баянистов «Кнопочки баянные» на заключительном концерте фестиваля «Голоса Причулымья»
Чтобы избежать волнения, переходящего в панику и страх надо более тщательно готовиться к своим выступлениям перед зрителями: концертное произведение должно быть выучено наизусть без ошибок, проигрываться свободно, выразительно и эмоционально. Само осознание того, что волнение помогает вам более глубоко раскрывать исполняемое сочинение, должно сработать на вас. Вы будете понимать, что волнение – ваш инструмент для раскрытия музыкально-художественного образа.
В связи с волнением мне хотелось бы описать случай на заключительном концерте фестиваля «Енисейские зори». Детский ансамбль баянистов «Просторы» готовится к выступлению. Двадцать пять детей в возрасте от 6 до 16 лет стоят в готовности за кулисами с баянами и стульями. Буквально через минуту закончиться предыдущий номер и наш выход, но.… Вдруг из-за задних кулис выплывают взрослые участники хора.
После своего выступления они решили еще постоять за кулисами и послушать выступление земляков, после которых нужно выходить на сцену детскому ансамблю. Так вот эти взрослые тети, расталкивая детей, словно ледоколы в кокошниках прорываются к выходу со сцены. А вот уже и наш выход.… Смотрю на детей и вижу – начинается паника. Вот тебе и волнение.… Выручил опыт. Ансамбль много выступал как у себя в поселке, так и за его пределами. Дети справились. Как говориться, «не ступили». Молодцы. Но ведь совсем неизвестно куда может завести подобное волнение юного музыканта. Есть у меня примеры как из-за подобных, казалось бы, «мелочей» ребенок начинает изрядно «тормозить»: в глазах явный испуг, пальцы каменеют, руки не слушаются.…Какая тут игра!!! Скорей бы покинуть сцену и больше никогда на ней не появляться.Я думаю, что хорошая, качественная(!) игра на публике невозможна без соответствующего психологического настроя. Ваша игра должна вам нравиться. Как минимум. А как максимум вы должны сделать так, чтобы ваша игра нравилась зрителям (слушателям).
Конечно, огромное значение для успешной концертной деятельности имеет опыт выступлений на сценических площадках домов и дворцов культуры, клубов и актовых залов. Используйте любую возможность для приобретения такого полезнейшего опыта. Выступайте на школьной и клубной сцене на праздниках, вечерах, утренниках.
При подготовке к выступлению необходимо устранить всё, что может отрицательно повлиять на эмоциональное состояние выступающего. У ученика не должно возникать ни малейшего сомнения в полном успехе выступления. Я всегда говорю своим баянистам перед выступлениями на конкурсах и концертах: «Мы здесь, чтобы побеждать. И победа должна быть убедительной! Чтобы ни у кого не возникало сомнений, что вы – лучшие!»
Учитесь сами и учите детей ждать предстоящего выступления как праздника, а не как жуткого судилища. Если учитель волнуется, то своё эмоциональное состояние он должен качественно скрывать. Если ученик заметит ваше волнение, он может перехватить его у вас как сильную эмоцию и передать, словно вирус, другим.
1 комментарий
Прекрасная статья, и сайт у вас замечательный. Много полезной информации для учителей музыки и педагогов ДО. Сегодня как никогда актуально воспитание детей на лучших культурных и музыкальных традициях нашего народа. Это не просто высокопарные фразы. Вы делаете по настоящему полезное и нужное дело. Ведь дети — наше будущее, и нам вовсе не безралично, каким это будущее будет для них и нас.Спасибо. Вношу в закладки.