Научись играть сам        07 апреля 2015        1474         Один комментарий

Концертное напряжение начинающего баяниста

Причина такого напряжения зачастую кроется в отсутствии опыта игры перед зрителями. Общая скованность учащегося, играющего на баяне перед зрителями, возникает вследствие его волнения и чувства повышенной ответственности за своё концертное  выступление.

Боязнь ошибиться, неуверенность в своих технических возможностях зачастую порождает у учащихся такой физический зажим, что игра становится просто невозможной. Состояние предконцертного и концертного волнения в той или иной мере испытывает каждый исполнитель. У одних оно способствует более эмоциональной, выразительной игре, других же сковывает и напрягает.

Детский ансамбль баянистов «Кнопочки баянные» на заключительном концерте фестиваля «Голоса Причулымья»

1428145923708_0Чтобы избежать волнения, переходящего в панику и страх надо более тщательно готовиться к своим выступлениям перед зрителями: концертное произведение должно быть выучено наизусть без ошибок, проигрываться свободно, выразительно и эмоционально. Само осознание  того, что волнение помогает вам более глубоко раскрывать исполняемое сочинение, должно сработать на вас. Вы будете понимать, что волнение – ваш инструмент для раскрытия музыкально-художественного образа.

В связи с волнением мне хотелось бы описать  случай на заключительном концерте фестиваля «Енисейские зори». Детский ансамбль баянистов «Просторы» готовится к выступлению. Двадцать пять детей в возрасте от 6 до 16 лет стоят в готовности за кулисами с баянами и стульями. Буквально через минуту закончиться предыдущий номер и наш выход, но.… Вдруг из-за задних кулис выплывают взрослые участники хора.

После своего выступления они решили еще постоять за кулисами и послушать выступление земляков, после которых  нужно выходить на сцену детскому ансамблю. Так вот эти взрослые тети, расталкивая детей, словно ледоколы в кокошниках прорываются к выходу со сцены. А вот уже и наш выход.… Смотрю на детей и вижу – начинается паника. Вот тебе и волнение.…  Выручил опыт. Ансамбль много выступал как у себя в поселке, так и за его пределами. Дети справились. Как говориться, «не ступили». Молодцы. Но ведь совсем неизвестно куда может завести подобное волнение юного музыканта. Есть у меня примеры как из-за подобных, казалось бы, «мелочей» ребенок начинает изрядно «тормозить»: в глазах явный испуг, пальцы каменеют, руки не слушаются.…Какая тут игра!!! Скорей бы покинуть сцену и больше никогда на ней не появляться.Школа игры на баяне (Онегин А., 1964г.)Я думаю, что хорошая, качественная(!) игра на публике невозможна без соответствующего психологического настроя. Ваша игра должна вам нравиться. Как минимум. А как максимум вы должны сделать так, чтобы ваша игра нравилась зрителям (слушателям).

Конечно, огромное  значение для успешной концертной деятельности имеет опыт выступлений на сценических площадках домов и дворцов культуры, клубов и актовых залов. Используйте любую возможность для приобретения такого полезнейшего опыта. Выступайте на школьной и клубной сцене на праздниках, вечерах, утренниках.

При подготовке к выступлению необходимо устранить всё, что может отрицательно повлиять на эмоциональное состояние выступающего. У ученика не должно возникать ни малейшего сомнения в полном успехе выступления. Я всегда говорю своим баянистам перед выступлениями на конкурсах и концертах: «Мы здесь, чтобы побеждать. И победа должна быть убедительной! Чтобы ни у кого не возникало сомнений, что вы – лучшие!»

Учитесь сами и учите детей ждать предстоящего выступления как праздника, а не как жуткого судилища. Если учитель волнуется, то своё эмоциональное состояние он должен качественно скрывать. Если ученик заметит ваше волнение, он может перехватить его у вас как сильную эмоцию и передать, словно вирус, другим.

2015-04-21_222741

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"
Обсуждение: Один комментарий
  1. Ирина:

    Прекрасная статья, и сайт у вас замечательный. Много полезной информации для учителей музыки и педагогов ДО. Сегодня как никогда актуально воспитание детей на лучших культурных и музыкальных традициях нашего народа. Это не просто высокопарные фразы. Вы делаете по настоящему полезное и нужное дело. Ведь дети — наше будущее, и нам вовсе не безралично, каким это будущее будет для них и нас.Спасибо. Вношу в закладки.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта