Главная » Основные признаки типов изложения музыкального произведения

Основные признаки типов изложения музыкального произведения

автор Юрий Петрович
416 просмотры

Назовем основные признаки типов изложения.

Экспозиционный тип: тематическая яркость, индивидуализированность; устойчивость и относительная завершенность; тематическое, тональное и структурное единство; экономия выразительных средств.

Развивающий тип: неустойчивость, большое значение модулирования; тематическая фрагментарность (повторение и упорное секвенцирование небольших мотивов и фраз, вычленение и дробление), полифонические приемы, в особенности — имитации, тематические переклички.

Заключительный тип: господство одной тональности; утверждение тоники, кадансирование, «прощальные» регистровые и функционально-гармонические переклички; ряды дополнений, точная (по преимуществу) повторность устойчивых фрагментов темы; лаконизм изложения; ямбичность стоп как утверждение метрических устоев; нисходящие (в частности — хроматические) ходы мелодии; преодолеваемые тональные и образно-тематические нарушения; элементы тематического синтеза.Основные признаки типов изложения музыкального произведения В более широком смысле следует говорить не только о типах изложения, но и о типах тем, которые связаны с положением темы в форме. Либо созданная композитором тема сочинена с предварительным расчетом на определенное место в произведении (то есть, обладает изначальной предназначенностью к той или иной функции), либо для темы, непреднамеренно сочиненной, изыскивается соответствующее ее духу место.

Композитор рационально распределяет темы, или считаясь с уже заложенными в них приемами изложения, или усиливая, привнося эти приемы в процессе шлифовки. По степени замкнутости, по ширине развития, по характеру своего начального момента темы допускают деление примерно на те же категории, что и типы изложения.

Так, при всем разнообразии вступительных тем можно подметить свойственные многим черты, вытекающие из образно-драматургической их роли: подчеркнуть значительность предстоящих событий, призвать слушателя к мобилизации внимания. Черты эти таковы: медленное движение, избегание высокого регистра, выбор одной из крайних громкостно-динамических ступеней (либо большая сдержанность, затаенность, либо, наоборот, мощное провозглашение главного тезиса), сосредоточение внимания на унисонной линии.

Особый интерес представляют темы, появляющиеся вслед за главными (обычно, начальными). Они могут быть названы продолжающими темами и, в свою очередь, делятся на две разновидности. Первая разновидность с формальной точки зрения есть дополнение, но более широкое его значение — функция подтверждения (не в смысле прямой повторности основной темы, а как свидетельство важности прошедшего этапа, как демонстрация его прочности, устойчивости).

Еще по теме  Профессия - музыкант

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.